10 фильмов, которые надо смотреть перед «Молодым Годаром»

16 ноября выходит в прокат комедийно-фантазийный байопик «Молодой Годар» от режиссёра «Артиста» Мишеля Хазанавичуса. Мы составили список из 10 лучших (на наш взгляд) фильмов Годара, которые превратят персонажа Луи Гарреля из смешного плоского чудака в многогранного человека, причуды которого имеют под собой твёрдую идеологическую почву.

На последнем дыхании (1960).

Мишель – молодой отброс общества, которому плевать на законы и мораль. Он живёт как умеет, подражая персонажам его любимого актёра Хамфри Богарта. По мнению некоторых киноманов – лучший дебют в истории кино (уступающий, разве что, «Гражданину Кейну»), лучший фильм Годара, лучший фильм Новой Французской волны. И совершенно точно – один из лучших фильмов в режиссёрской карьере Жан-Люка, и в актёрской Жан-Поля Бельмондо (вдобавок, ставший и для него дебютом).

Женщина есть женщина (1961).

После драматичной истории потерявшегося в жизни преступника Годар снял комедию со своей первой женой Анной Кариной. Здесь она играет наивную запутавшуюся девушку, которая пытается решить свои моральные дилеммы, заведя ребёнка. У Годара специфическое, слегка мизантропичное чувство юмора, которое в полной мере проявляется в этом фильме про глупых, но очень милых людей.

Жить своей жизнью (1962).

Киноманы всё же порой расходятся во мнениях, называя порой лучшим фильмом Годара не «На последнем дыхании», а именно «Жить своей жизнью». Позволю себе согласиться со вторыми: в этой полудокументальной, снятой в стилистике направления «синема верите» (когда за героями как бы наблюдают со стороны) проявляется вся мощь годаровской выразительности. Историю потерявшейся по жизни проститутки в исполнении Анны Карины зритель видит отрывками – и в каждом отрывке столько пресловутой «киноправды», что становится просто не по себе.

Карабинеры (1963).

Наполненный аллюзиями на литературные и культурные произведения (недаром двух братьев, отправившихся на войну, зовут Улисс и Микеланджело, а их оставшихся дома жён – Венера и Клеопатра), этот антимилитаристский манифест выглядит, на первый взгляд, просто рефлексией творческого гения Годара. На деле это попытка создать нечто вроде античной трагедии, но при помощи выразительных средств жанрового кино. Не во всём удачная, но очень смелая.

Альфавиль (1965).

Этот фильм Годара неплохо смотрится как чисто жанровое кино, даже в нашу эпоху избалованности зрителя зрелищами и спецэфектами. История детектива Леми Коушена, попавшего в город, управляемый компьютерной системой (сейчас бы сказали – искусственным интеллектом) считается классикой антиутопии. Для Годара же это кино важно хотя бы своей темой противостояния человека бездушному механизму насильственной власти (как коммунист, он на дух не переносил любое проявление узурпации и ущемление свободы воли).

Мужское – женское (1966).

Годар нечасто обращался к экранизациям литературы, но в случае с Ги де Мопассаном, ещё одним певцом затаённых уголков человеческой души, получился крайне живительный союз. История любви бунтующего против войны во Вьетнаме строителя и наивной певички перемежается ассоциативным рядом вставок из игрового кино и хроники, рисующих общество потребления, в которое иногда где-то за кадром кто-то профилактически постреливает, будто стремясь изгнать эту порочную среду из истории отношений двух молодых людей.

Китаянка (1967).

Именно этот фильм становится точкой отсчёта в сюжете «Молодого Годара». В 1964 году Годар развёлся с Анной Кариной, ибо та просто не могла больше терпеть его импульсивные порывы воздать должное коммунизму и отправиться на баррикады с кинокамерой в руках и коммунистическими листовками в зубах. Все эти его настроения в итоге вылились в «Китаянку», где Годар играется в Достоевского. Он пытается осмыслить свою роль в мире и понять, способен ли сам на бунт (хотя бы в кино), или вся эта революция яйца выеденного не стоит.

Король Лир (1987).

Лучшие свои фильмы Годар снял в 60-х, когда его бунтарские настроения ещё не успели превратиться в семь пятниц на неделе. В этом отношении «салат из мировоззрений» Годара очень хорошо описывает эта ну очень странная псевдоэкранизация Шекспира. Он запихнул целую россыпь действующих режиссёров, превратив их в персонажей пьесы – от Вуди Аллена до Питера Саллерса. Есть даже забавная легенда, как Квентин Тарантино соврал однажды в своём резюме, что снимался в «Короле Лире».

Моцарт – навсегда (1996).

Ещё одна эстетская антимилитаристская картина-размышление о том, каково художнику, носителю прекрасного, сталкиваться с насилием в окружающем мире. Сделав главную героиню, преподавателя философии, мечтающую поставить спектакль в охваченном войной Сараево, внучкой «совести Европы» Альбера Камю, Годар лишний раз заявляет, что «умираем мы по-настоящему только для себя». И это главный его упрёк человечеству, готовому смотреть пьесы, когда за закрытыми дверями творится геноцид и беззаконие.

Прощай, речь! (2014).

Последний, на данный момент (и, возможно, вообще) фильм в карьере Годара. Обратившись к новомодному тогда формату 3D, он использовал его, чтобы превратить попсовую развлекательную игрушку в мощный выразительный инструмент, дабы наглядно показать, как обеднение языка в жизни людей отдаляет из друг от друга. В своё время на ММКФ на «Прощай, речь!» и третьих «Трансформеров» люди ломились примерно с одинаковым энтузиазмом, хотя Годар, пожалуй, оказался даже популярнее Майкла Бэя. Ещё бы: ведь, судя по всему, этим пессимистичным высказыванием мэтр попрощался со зрителем. А когда мастера говорят машут ручкой, всегда интересно, что они скажут перед уходом.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!