10 фильмов с ММКФ 39, которые стоит посмотреть

39 Московский Международный Кинофестиваль в этом году был откровенно неудачным, особенно для прессы: в силу того, что пресс-показы были перенесены с традиционной площадки в Доме Киноактёра в кинотеатр «Октябрь», народу значительно прибавилось, ровно как и проблем с организацией показов. Загорающийся во время сеанса свет, отсутствие субтитров, сбоящий звук – это лишь некоторые из тех причин недовольства как зрителей, так и журналистов, обрушившиеся на дирекцию кинофестиваля. Тем не менее, программа в этом году выдалась не в пример лучше, нежели в предыдущем – мы подобрали для вас 10 фильмов с ММКФ 39, которые стоит посмотреть в будущем:

Карп отмороженный (Владимир Котт).

Получивший приз зрительских симпатий, фильм менее удачливого из двух братьев Коттов собрал волну положительных отзывов и заслужил славу одной из лучших картин в карьере режиссёра, да и в программе ММКФ 39 вообще. Это история женщины, узнавшей о смертельном диагнозе, и решившей вместо мучительного ожидания смерти помочь вечно занятому сыну устроить собственные похороны. В процессе подготовки она становится обладателем огромного карпа, который становится ей лучшим другом. Если вы видели японский фильм «Угорь» (если не видели, то обязательно посмотрите), то вам будет понятно, чего ожидать от фильма про дружбу одинокого человека и рыбы.

Мешок без дна (Рустам Хандамов).

Один из главных фильмов кинофестиваля, который разделил зрителей на два лагеря: первые сказали «какая-то хрень высокопарная», вторые (мы) остались в диком эстетическом восторге. Рустам Хандамов, режиссёр фильма – художник (его работы выставлялись в Эрмитаже при жизни творца), поэтому «сделать красиво» он умеет. Пересказывать эту философско-аллегорическую поэму практически бесполезно: в конце концов, в её основу положен рассказ Рюноскэ Акутагавы, который более всего известен в качестве автора произведения, ставшего основой для «Расёмона» Акиры Куросавы. «Мешок» получил целых три награды, одна из которых – приз жюри. Если вы начинаете неровно дышать при упоминании фамилии Параджанов – смотреть обязательно.

Хохлатый ибис (Лян Цяо).

Главная же награда отошла фильму преподавателя пекинского университета кинематографии, что, в общем-то, вполне логично. Этот и два предыдущих фильма входили в основной конкурс, и если в двух других есть и чем привлечь, и чем отпугнуть зрителя, то «Хохлатый ибис» может отпугнуть разве что тех, кому непривычно видеть азиатских актёров. В остальном это – великолепно снятое, невероятно красивое чёрно-белое кино с визуальной частью в духе Тарковского (в частности «Иванова детства»). Однако в плане идейном фильм ближе к творениям Микеланджело Антониони: в истории репортёра, приехавшего в родную бедную деревню для написания статьи о редкой птице, полно того самого отчуждения, присущего итальянскому классику. А ещё тут очень мощный экологический и социальный контексты – и смотрятся они очень органично.

С любовью, Винсент (Дорота Кобеля, Хью Велчман).

Любители «взрослой» анимации – это настоящая находка для вас! А также для тех, кто при слове Ван Гог начинает задыхаться от волнения: представьте себе мультфильм, который нарисован в стилистике лучших работ великого художника. Представили? Ну так вот «С любовью, Винсент» — это то, что приведёт вашего внутреннего эстета в дичайший восторг. Для скептиков поясним: подобный приём не только не надоедает, но и работает на сюжет, ведь «настоящее» в мультфильме оформлено в стилистике поздних работ Ван Гога («Пейзаж в Овере после дождя», «Звёздная ночь»), а ранние «реалистичные» работы повлияли на создание сцен из «прошлого». Или вернее из флешбеков – фильм почти полностью состоит из них, воссоздавая историю о том, как сын друга застрелившегося Ван Гога пытается доставить посмертное письмо художника его брату Тео, параллельно выслушивая мнения людей о великом и безумном творце.

Нагорная проповедь (Лю Юнуи).

Режиссёр фильма – буддийская монахиня, которая снимает кино на протяжении десяти лет, занимаясь вопросами нравственного воспитания и духовных поисков. И это кино реально будто вышедшее из храма – это, в первую очередь, невероятно проникновенное документальное эссе о поисках Бога в мире, полное рассуждений о рациональности попыток познания. Во вторую – очень простая, но при этом чертовски красивая история о молодых людях, которые, несмотря на разницу в расстоянии, невероятно похожи на любого из нас. Медитативная «Нагорная проповедь» — это полный антипод любой голливудской продукции, ровно как и сложных «фестивальных щей». Это кино, вместе с которым хочется созидать и размышлять.

Медведь Бригсби (Дэйв МакКэри).

Возможно, самый трогательный фильм фестиваля, который с невероятным ажиотажем прошёл на последнем «Сандэнсе», заслужив шквал положительной критики и очаровав всех от мала до велика. История о «взрослом ребёнке», который вырос на детском шоу про медведя-супергероя, и узнавшем, что вся его жизнь до определённого момента (ровно как и его кумир) были подделкой. Как правильно выразился один мой знакомый, это «фестивальный мейнстрим» — кино здесь выступает средством сплочения людей, и в итоге, конечно же, всё закончится хорошо, потому любителям добрых сказок про современность нужно смотреть обязательно. А заодно и фанатам «Звёздных войн»: небольшую роль в фильме играет Марк Хэмилл.

О теле и душе (Ильдико Эньеди).

Из уст другого знакомого прозвучала любопытная характеристика данной картины: творение венгерского режиссёра-женщины, работавшей с Олегом Янковским, сравнивалось с работами Макото Синкая. В этом есть определённая доля правды: в призёре последнего Берлинского кинофестиваля сочетаются чрезвычайная нежность в повествовании (отношения между двумя очень разными немолодыми людьми) и жестокое правдорубство (история любви разворачивается на скотобойне). Практически совершенное в художественном плане кино, которое противопоказано смотреть на малом экране: только в зале кинотеатра вы сможете испытать весь тот спектр эмоций, который вложила режиссёр в свой фильм.

По ту сторону надежды (Аки Каурисмяки).

По-хорошему, фильмы Каурисмяки-младшего должны быть максимально близки российскому зрителю, ибо вот эта его фирменная ламповая отрешённость, которой он наделяет своих героев, как ничто иное соответствует русскому духу. Вот и в новой своей ленте, которая получила приз за лучшую режиссуру на всё том же Берлинском кинофестивале, Каурисмяки, подобно Вуди Аллену, показывает в чёрт знает который раз то же самое, что было у него раньше. А именно – герои-отщепенцы (на этот раз есть даже беженец из Сирии), грубоватый «юморок алкашей» и очаровательная атмосфера запустения, за которую режиссёра все любят и ценят.

След зверя (Агнешка Холланд).

Ещё один призёр Берлинского кинофестиваля, мрачная и пронзительная картина, вторая в нашем списке, в которой заявлен мощный экологический контекст. На секундочку, Холланд – режиссёр, которая заставила молодого Леонардо ДиКаприо, в роли Артюра Рембо, целоваться с профессором Люпином, простите, Дэвидом Тьюлисом, в роли Поля Верлена в фильме «Полное затмение». Проработав в Америке над сериалами (в том числе «Карточным домиком»), Агнешка вернулась на свою родину, в Польшу, и под патронажем Кшиштофа Занусси в качестве продюсера сняла суровую, далеко не «женскую» картину о серийных убийствах браконьеров! Эдакий «Фарго», разве что со зверями.

Сеть (Ким Ки Дук).

Ну и напоследок, ещё одна азиатская картина в списке от одного из самых противоречивых, хотя и очень любопытных южнокорейских режиссёров. Удивительно, но даже в историю про то, как случайно попавшего на территорию Южной Кореи рыбака из КНДР пытаются завербовать в качестве шпиона местные спецслужбы, Ким Ки Дук вложил свои фирменные штучки. В частности – на деле политический триллер оборачивается историей о том, что является любимой темой режиссёра: преодоление соблазнов (в данном случае – привлекательности благ капитализма для бедняка из тоталитарной Северной Кореи). А ещё тут есть как толстый, так и более искусный троллинг обеих сторон, что для Ким Ки Дука довольно неожиданно. Неожиданно здорово.

Также мы вам, конечно, советуем смотреть «Роковое искушение« Софии Копполы — но о нём мы скоро поговорим обстоятельнее в отдельной рецензии. Смотрите хорошее кино!


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!