Дмитрий Зомбак, Эльф Крови — паладин
Десять лет назад вышел World of Warcraft — ММО, изменившая мир. В лучшую или худшую сторону — теперь уже непонятно, но то, что она определила вектор развития всех остальных ММО на годы вперед — факт. Каждый год выходит очередной «убийца WoW» и каждый год он умирает в безвестности. Громко появившись и взмахнув киммерийским топором умер Age of Conan, загнулся World of Darkness, уже не слышно про Warhammer Online, цена на подписку Elder Scrolls Online стремительно падает и не за горами такой позор, как фритуплей, один только World of Warcraft все эти годы не опускался ниже 5 млн. игроков, набрав их в первый же год своего выпуска.
Да, существуют игры, в которые играет и побольше людей, чем в WoW и бывают игры, интереснее, чем WoW, но у нас сейчас не разговор про сравнения. Мы просто попытались вспомнить как оно было за все эти десять лет.
Итак, World of Warcraft периода 2004-2007-го года, до выхода дополнения Burning Crusade был дьявольски скучной игрой по современным меркам. Бесконечный гринд всего — квесты вида «убей 50 врагов» выполнялись очень медленно, поскольку с них невероятно долго фармились нужные вам по квесту вещи. WoW не поддерживал battle.net изначально, так что никакой системы «друзей» не было и в помине. Летающих маунтов не существовало, над локациями игры нельзя было летать, а для перехода между нужно было долго-долго бежать. Первого вашего ездового маунта надо было фармить — на него нужно было невероятное количество золота, и купить маунта другой расы было нельзя (позже это поправят, введя систему репутаций, которую тоже надо было фармить). Сейчас таурены могут спокойно ездить на лошадях, а раньше у них были только Кодо.
В «ванильном» Варкрафте существовали рейды, зайти в которые можно было только командой из 40 человек — это при отсутствующих утилитах типа Looking for Group — она появилась лишь во времена Wrath of The Lich King, изначально все поиски единомышленников велись через игровой чат. Весь Варкрафтовский сленг вида «нид 2 дд, есть хил, танк, лфг молтен кор или ксюха» — это из-за отсутствия механизма матчмейкинга — приходилось искать народ самостоятельно, описывая проблему в чатике. Создать специальный канал для LFG-запросов, близы догадались лишь полгода спустя после релиза. С инстансами (подземельями) и рейдами вообще было смешно — так как никаких камней призыва не было — если вы собирались на Ониксию (Ксюху), то бежали туда всей толпой.
Открытие врат Ан’Киража в 2006-м положило не только все сервера варкрафта из-за постоянных лагов (никакого распределения игроков между серверами не существовало), но и заставила многие медиа-издания писать о «масштабах» игры — шутка ли, 20 дней подряд тысячи людей пытались нафармить специальные предметы, для армии Орды или Альянса — например, мифриловые слитки, собираемые по квестам. После сбора, в котором участвовали все игроки сервера, выяснялось, что для открытия врат нужно собрать скипетр Ан’Киража — а сделать это практически нереально из-за адовой цепочки квестов — по сути, единственный вменяемый способ сделать — это объединиться крупнейшим гильдиям и качать одного человека, зарабатывая ему репутацию во всех рейдах игры.
Наконец, собрав скипетр, избранный игрок ударял в гонг, врата Ан’Киража открывались и из них выходила целая армия жуков-силитидов, а также несколько рейдовых боссов. Никогда после Blizzard не устраивали события масштабней — даже запуски аддонов не были настолько эпичными.
В 2007-м вышло дополнение Burning Crusade (БК), рассказывающее о Запределье и Иллидане «вы не готовы» Ярость Бури. В БК близы отказались от рейдов на 40 человек — столько народу могли набрать только большие гильдии, поэтому планку на количество людей понизили — появились рейды на 10 и 25 человек. У орды появились паладины, а у альянса — шаманы. Появились и новые расы — Эльфы Крови и Дренеи.
С тех пор пошел тренд «оказуаливания варкрафта» и игроки строй закалки стали говорить, что «вов уже не торт». Этот ной продолжается и до сих пор, однако из игры никто не уходят. Пропадают на пару лет, но как только выходит очередное дополнение снова возвращаются.
В 2008-м Blizzard разъединили сервера и появились русские риалмы с русскоязычным переводом. Так мы узнали, что Undercity это Подгород, а Patchwerk это Лоскутик. Можно ли Zangarmarsch переводить, как Зангартопь? Нам казалось, что нельзя, но сейчас страсти уже поутихли и никто не помнит фейлов с «Кружкой Летающего Зайцелопа» и «Закандалить бессмертного».
Сергей Епихин, Гном-варлок
Мое знакомство с World of Warcraft случилось в далеком 2006 году. Время, которое олдфаги любят вспоминать, уронив скупую слезу, приговаривая, что это была золотая эпоха WoW, а потом все оказуалили и понерфили! По факту, вряд ли это было так, просто первое знакомство с вселенной WoW всегда оставляет яркое впечатление, перебить которое потом просто невозможно. В те времена качаться было трудно, одевать персонажа еще сложнее, а ходить в рейды, которые были на 40 человек, так и вовсе невозможно. Я тогда играл не совсем самостоятельно, а с аккаунта старшего брата, поэтому выполнял много черновой работы, вроде пойди убей 10 кабанов, сделай три дейлика, к вечеру освободи компьютер. Но изучать вселенную WoW было все равно интересно, даже не проходя самостоятельно, такие важные игровые события, как подземелья и рейды.
Еще одно яркое впечатление от классического WoW это игра на европейских серверах. Русского сегмента тогда еще не было, и наши соотечественники находили приют на западных хостингах. Сейчас уже не помню, какой был профильно русским, но точно не наш. Человек-воин, которым я играл, имел имя Kozlik, что похоже являлось распространенной фамилией в Чехии, и каждый день приходилось избегать инвайтов в Чешские Гильдии.
Мое знакомство с ванильным WoW закончилось очень просто – кончились каникулы, начались учебные будни, где было уже не до игры.
Второй мой набег на WoW стал более основательным и уже в более менее зрелом возрасте. Как большой фанат оригинальной RTS Warcraft 3 я не мог пройти мимо аддона, посвященного Королю Личу. Как человек, обладающим высоким ростом, выбор игрового персонажа был предопределен – я выбрал гнома. Класс Варлок. Почему? Потому, что это класс позволяющий неплохо открывать роль во вселенной, а мне всегда это нравилось. Ну, что может быть лучше, чем забрать душу у какого-нибудь двухкопеечного аркан-мага?
Знакомство с Личом обернулось нехилой такой зависимостью от игры. Появились друзья, нашлась гильдия, я стал руководить рейдовой десяткой. Вместе мы много прошли, но с финальным боссом аддона так и не справились. Из-за проблем внутри коллектива, наш рейд распался, а пытаться освоить финальный контент с другими, незнакомыми людьми, было уже неинтересно. Так и висит у меня незавершенное достижение.
Дальше был катаклизм. Как всегда на фоне нагревания информационного поля перед выходом аддона, я решил попробовать вернуться в ВоВ. Сделал это заранее, за месяц до дополнения. Привел в порядок профессии, заработал золота, игра на аукционе, короче, подготовился. Катаклизм в целом мне понравился, впервые фазирование в игре действительно работало, стартовая линейка квестов цепляла, но чем ближе я подходил к началу хайлвл контента, тем больше понимал, что неготов тратить свое время на бессмысленный фарм вещей в подземельях, чтобы потом фармить вещи в рейдах, чтобы попасть в другой рейд, где фармить опять же вещи. Завершив все квесты, во все новых локациях, я не стал продлевать подписку и ушел из игры, кажется, навсегда.
Пандария уже никак меня не заинтересовала. Няшные панды смотрелись еще хуже, чем основная сюжетная линия в катаклизме, и зачем это все вообще было нужно, мне осталось так и непонятно. В новом аддона близзард кажется учли свои ошибки и постарались исправиться, но мир игры стал уже настолько другим, чужим для меня, что возвращаться в него сегодня уже не хочется. Хоть, бесплатный 7-дневный ключ от Близзард соблазняет вернуться и начать крушить орду за гномреган =)
Алексей Тюренков, Таурен-воин
Стоит ли говорить, что в год запуска World of WarCraft я учился в школе, пусть и в сильно финальной стадии этого важного социального института. Из друзей туда сразу перешли те, кто увлекался WarCraft 3 примерно так, как нынче частенько открывает Steam ради лишь одной Dota 2. У меня времени не было, спорт и учёба отнимали слишком много, как и не было свободных денег, всё уходило на Magic The Gathering. Лучше бы на WoW потратил, ей богу, три собранных колоды до сих пор пылятся в шкафу. Я долго присматривался, говорил себе, что мне это не нужно, но WoW набирал обороты, он манил неокрепшие разум и сердце.
И тут я наткнулся на пиратский сервер WoW. За 100 рублей игрок получал всё (как я думал), что имеют игроки на «Варсонге» и «оффе» в целом. Сходили с лучшим другом в сберкассу, оплатили, стали играть. Народу было мало, инсты работали не все (ладно, работали только локации уровня до 30. Дальше приходилось уже самому, на свой страх и риск выполнять квесты, искать и выбивать шмот), но, знаете что, мне хватало и этого! Стартовые локации за Орду были превосходные, люди на сервере в силу сильной нехватки игроков были милы и отзывчивы. Тогда же много времени проводил на форуме, где всё это не всегда эффективно, но правилось. Прокачка шла бешеными рейтами, так что докачать тролля-хантера удалось очень быстро.
А дальше жизнь подкинула настоящие испытание — аккаунт друга, удачно отчалившего на деревню к бабушке. Тут то и начался настоящий Мир Варкрафта. Бессонные ночи, огромный фан от игры и новые знакомства. Всё закончилось 50-м уровнем и очень скоро, разум протрезвел и в следующий раз к ММО я возвращался столь же плотно лишь на старте The Old Repiblic, а потом уже Destiny (некоторые продолжают считать 6/10 шутер MMO и я начинаю сам в это верить). Хорошо, что я запомнил его таким, без перегибов в сторону хардкорности, арен и всего прочегу, куда двинули игру разработчики.
Даже после прекращения игры в World of WarCraft официальный сайт игры так и остался одной из любимых закладок. Почему? Всё очень просто, каждую неделю Blizzard выкладывали новый фанатский арт туда и он всегда был отменный. Да и в целом контент от поклонников был качественный и разнообразный. Игра генерировала мемы, вирусные видео и смешные картинки. Горшочек варил, варит и будет варить, пока все в том выдуманном мире счастливы. Знаю даже несколько случаев, когда World of WarCraft сводил вместе людей и они создавали прочную ячейку общества под названием семья.
World of WarCraft подарил то ощущение аддиктивности, ощущение МАССОВОГО онлайна, которое нынче ничто не перебьёт. Blizzard создали монстра, проект, который разорвал всех в клочья, не оставил практически в индустрии конкурентов. Удалось у единиц, причём им пришлось прибегнуть как к другой системе оплаты, так и массовость была куда ниже 10+ млн. игравших и продолжающих играть в «ВоВ». Одолеть выпущенного на свободу Адского Пса могут только сами Blizzard, когда вдруг увидят в этом перспективу. А пока, даже 10 лет спустя, всё с игрой хорошо, не считая багов Warlords of Draenor на старте, но это уже совсем другая история…
* * *
А что для вас World of WarCraft? Кем были вы и когда планируете остановиться?
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!