12 лет рабства – Долгий путь к свободе

В последние годы Голливуд всё чаще стал обращаться к теме рабовладения и расового неравенства. В 2011 году Тейт Тейлор снял «Прислугу», год спустя Квентин Тарантино выпустил сатирический, гротескный вестерн «Джанго освобожденный». И это только вершина айсберга. Теперь за дело взялся Стив Маккуин и рассказал, пожалуй, самую честную и многогранную историю.

На дворе 1841 год. Соломон Нортап — талантливый и образованный человек, семьянин, музыкант и свободный гражданин своей страны. Однажды он отправился на заработки в Вашингтон, где был обманут, отравлен и продан рабовладельцам. Впереди его ждали долгие 12 лет тяжёлых испытаний и унижений на пути к прежней жизни, к дому, где родные и близкие. Крепкий духом и телом, Соломон отказывался верить, что подобная несправедливость может существовать, и стойко держался в ожидании дня, когда правда восторжествует.

TWELVE YEARS A SLAVE

На долю Стива Маккуина выпал нелегкий труд — не просто рассказать историю жизни Соломона Нортапа, но представить её так, чтобы далекий от рабовладельческой темы зритель проникся ею. Имея за плечами такие работы, как «Голод» и «Стыд», немногословный Маккуин прекрасно справился со своей задачей — заглянул в суть явления социального неравенства, показал его физическую и духовную стороны. Продолжительные сцены, снятые одним планом, беседы об унижении человеческого достоинства и равенстве перед Господом, произвол сильных мира сего и бунт против несправедливости — «12 лет рабства» целиком и полностью погружает зрителя в водоворот событий, заставляя сопереживать героям, искать причины ужасам, происходящим на экране, и изумляться раз за разом, как подобные вещи могли случаться в реальной жизни.

63

Чудесная работа исполнителя главной роли Чиветеля Эджиофора на шаг приближает картину к идеалу. Актёру пришлось немало потрудиться как на съёмочной площадке, так и вне её. Чтобы лучше почувствовать своего персонажа, перед началом съемок он посетил юг США, где общался с местными жителями. Спектр событий, пережитых его героем, вынуждает предположить, что Читавель в этом году может быть номинирован киноакадемией на лучшую мужскую роль. Тем более мы все знаем, как там ценят кино, основанное на реальных событиях. Станет ли он лауреатом премии — вопрос несколько иной, и в данном случае не совсем уместный, и на то есть причина.

fassbender-slavery

Майкл Фассбендер в третий раз поработал с Маккуином на съёмочной площадке и вновь не дал в себе усомниться. Его герой — мистер Эдвин Эппс, озлобленный рабовладелец, невежда и горький пьяница, в немилость которого попал Соломон Нортап. Как это иногда случается, роль антагониста в некотором смысле затмила собой протагониста. Фассбендер здесь настолько хорош, что диву даёшься. Сцена наказания служанки Пэтси, к которой Эппс питал весьма непростые чувства, была снята без монтажных склеек. За эти несколько минут настроение его персонажа кардинально меняется от вспышек ярости до молчаливого гнева жестокого тирана, а едва уловимые проблески милости заставляют ещё больше напрячься в ожидании очередного всплеска злобы. Эдвин Эппс с презрением относится к афроамериканцам и олицетворяет собой всё невежество и смуту, творившееся в умах и сердцах подобных ему людей в те времена.

12-benedict

В истории свободного человека, оказавшегося рабом, нашлось место героям более неоднозначным. Мистер Форд, которого исполнил британец Бенедикт Камбербэтч, человек как раз такой. Он был первым, кто выкупил Нортапа у торговцев людьми. Форд — образованный, интеллигентный мужчина, уважавший личность и таланты Соломона, однако, под грузом социальной роли рабовладельца вынужденный относиться к нему должным образом. Он чувствует свою вину за то, кем является, и пытается уберечь героя от неприятностей, но в итоге вынужден распрощаться с ним. Герой Бенедикта отразил в себе черты умного и сердечного человека, осознающего несправедливость и абсурдность рабовладельческого строя. Но социальные предрассудки не позволили ему хоть сколько-нибудь существенно повлиять на ситуацию — добрый, понимающий, но всё ещё один из угнетателей.

Поучаствовал в съёмках и Брэд Питт. Плотник Басс — экранного времени у него совсем немного — чуть более 15 минут, но ту идею и заряд, что он несёт с собой, сложно переоценить. Свободный человек, вольный в любой момент отправиться куда ему заблагорассудится, не только отразил современный взгляд человечества на проблему неравенства, но и подарил Нортапу долгожданную возможность вновь обрести свободу.

12-pitt

Маккуин и команда достойны уважения за этот честный, бескомпромиссный разговор о том, что обычно вслух не произносят. На фоне «12 лет рабства», «Джанго освобожденный» кажется злобной насмешкой, а «Прислуга» — беседой за чашкой чая. Этот фильм стоит увидеть, здесь прекрасна почти каждая сцена, каждый диалог и абсолютно любая деталь.

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!