Окулус — Зеркало, зеркало, молви скорей

Необходимость писать рецензии на современные фильмы ужасов в какой-то момент превратилось в процесс, схожий с созданием текстов про отечественное кино, которое, кого не почитай, должно было себя давным-давно изжить ввиду того, что производимый им продукт – порченый товар. Однако сколько бы отвратительных лент Enjoy Movies не снимало, «российское кино» все ни как не загибается. Так собственно и с ужасами. Типовые поделки клепаются с такой периодичностью, что она пугает больше самих фильмов. Однако «Окулус» не из их числа. Как раз наоборот — это то самое кино, про которое в индустрии принято говорить «sleepy hit».

OCULUS

Отчаянно выдаваемая прокатчиком за типичный дешевый хоррор, где единственным моментом для испуга может стать сценарий, картина оказывается умнее и значительнее многих своих собратьев по жанру. Так что если вы смотрите ужасы ради комедийного элемента, то от похода на «Окулус» лучше воздержаться, поскольку лента очень сильно рассчитана на взаимодействие со зрительским сознанием и его мозгами. С самого начала берется курс на крайне неожиданное развитие событий, в котором находится место и сложной последовательности флэшбеков, и непростому жанровому подразделению. То есть в одно время фильм прикидывается знакомым всем полотном про проклятый артефакт, со всеми вытекающим последствиями, а затем место ему уступает острая психологическая драма, в которой внезапно находится много убедительных предложений. В результате зритель вынужден волей неволей погружаться в мир кино и делать предположения о дальнейшем развитии событий. Герои также стараются не глупить, подходя к происходящему с максимально достоверной точки зрения, демонстрируя скептический рационализм, а затем и обоснованный ужас.

OCULUS

Я видел демонов. Их много. Я видел дьявола. Это я.

Разумеется, играть в игру «кто здесь прав?» долго не приходиться, и это немного печально. Но даже когда мы получаем ответ на, казалось бы, один из основных вопрос, режиссер продолжает умело нагнетать события так, что интерес никуда не пропадает. Повествование, правда, становится несколько фрагментарным и безумным, но для подобного рода лент это в какой-то мере комплимент, ведь просмотр ужастика, где все заранее понятно, вряд ли можно было назвать увлекательным занятием. По части хоррора у кино тоже все хорошо. Набивших оскомину «бу-моментов» практически нет, а нужная атмосфера достигается за счет грамотного звукового сопровождения (похожие мотивы, к слову, использовались в «Синистере») и неплохой операторской работе, благодаря которой умело совмещаются разные временные линии, и никогда нельзя быть уверенным до конца, что сейчас мы видим – прошлое или настоящее?

M301 (Left to right.) Kate Siegel,  Rory Cochrane, Bob Gebert and Justin Gordon star in Relativity Media's OCULUS.  Photo Credit: John Estes ©2013 Lasser Productions, LLC. All Rights Reserved.

И собственно, именно это и является ключевым моментом в «Окулусе». Несмотря на принадлежность к хоррору и всякую нечисть на экране, это совсем не та лента, что заставит вас просыпаться в холодном поту или вжиматься в кресле кинотеатра. Сила и мощь картины в выстраиваемых по ходу дела уровнях интриги, разбираться в которых весьма приятно. Тем более, что даже после душераздирающей концовки, здесь все равно открывается море возможностей для потенциально интересных продолжений и даже спин-оффов. Хотя если вдруг из всего этого получится что-то похожее на «Астрал 2», то тогда, пожалуй, не надо. Но что бы там ни было, один неплохой фильм у нас уже есть. И совершенно точно ясно, что смотреть его можно не только ради Карен Гиллан в ночнушке. А ведь поначалу казалось наоборот.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!