Хроники Последних Дней (Everybody’s Gone to the Rapture) — Будет ласковый дождь

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812202634

Я принадлежу к той небольшой когорте людей, которые вполне нормально относятся к «не-играм». То есть именно к той нише, где балом правят такие симуляторы прогулок, как Dear Esther, The Vanishing of Ethan Carter и Gone Home (по-моему, в гораздо меньшей степени). Как правило, задача непосредственно геймера в интерактивных историях такого толка — слушать, замечать детали, собирать в голове нелинейный нарратив и держаться подальше от геймплея. К примеру, не всегда уместные загадки, рвавшие темп повествования, изрядно просаживали впечатления от в общем-то волшебного Итана Картера.

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812195150

Кто-то может возразить, что сам формат “симулятора ходьбы” не имеет права на жизнь и вообще мы тут с вами в игры играем. Но в данном случае я всегда буду выступать на стороне искусства: Dear Esther, Итан Картер и Хроники Последних Дней — это, на мой взгляд, ровно то место, где очень близко соприкасаются передовые виды цифровых инсталяций и старая-добрая литература. Просто делают они это, в отличие от полных миллиардами символов Pillars of Eternity и Wasteland 2 совсем с другого конца. Вы не просто слушатель и читатель, но ещё и непосредственный участник короткого рассказа или повести. Озвучка здесь выполняет функции аудиокниги, читать обычно приходится визуальные маркеры, в которых часто спрятаны метафоры и элементы истории. Ну а ходьба, звук, графика и прочие прелести виртуальных миров здесь даются строго с целью того, дабы погрузить вас в историю без остатка. Именно от того действительно стоящий “симулятор прогулки” редко бывает уродливым или нетехнологичным.

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812193810

Вопрос лишь в том, насколько талантлив автор произведения. Gone Home, скажем прямо, была конъюнктурной дрянью для очень ограниченных в культурологическом плане людей: конкретно для выросших в 90-е в США, желательно, лесбиянок. Итан Картер стал невероятно красивым и атмосферным рассказом с элементами фантастики с примесью простой житейской печали. Такое небольшое произведение вполне мог бы написать Станислав Лем или Стругацкие. «Дорогая Эстер» вышла самобытным высказыванием на тему человеческой смертности. Местами излишне экзистенциальным, но из-за концовки всё-таки очень трогательным.

Хроники Последних Дней, или Everybody’s Gone to the Rapture на языке Шекспира — это любимый вами рассказ Брэдбери о мире, который уже потерян навсегда, который давно нельзя спасти, но от наблюдения за которым ты не можешь оторваться. Место действия — покинутая пасторальная британская деревушка, спрятанная на самой окраине мира. Но и в этот уголок традиций и спокойного уклада пробрались учёные со своими телескопами. И потом случилось Событие. Люди стали исчезать, загадочный свет стал заполнять округу, а выбитые из колеи жители начали смиренно ждать своего часа за чашкой чая. Типично Британский Апокалипсис. Но всё ли так просто?

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812172413

Отвечать на этот вопрос придётся добрых пять часов. Именно столько займет у вас неспешная (лучше зажимайте R2, так быстрее) прогулка по обширной английской сельской местности. Ключевым элементом игр такого типа выступает, конечно же, сценарий и то, как разыграны диалоги. Если где-то не дожали, актёры халтурят, да и сама история не интригует — всё без толку. Но именно качественной реализацией вышеперечисленного Хроники Последних Дней и держат все пять часов. Утопающие в зелени пейзажи насыщены деталями быта, которые и безо всяких мизансцен порой подсказывают игроку, что же тут произошло. Ключевым двигателем сюжета тут выступают именно герои, люди, персонажи и те фрагменты из уже давно ушедшей жизни, которые проецирует нам загадочный свет.

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812184153

Вот учёные устраивают жаркую перепалку об этике и судьбе мира. А вот на покинутой остановке разгорается пламя, казалось бы, давно угасших чувств. Где-то в райском саду между собой честно и с глазу на глаз беседуют пастор и рассерженная девушка. А старушка на главной площади ворчит о падении нравов и том, куда катится старая-добрая Англия. Как и в хорошем рассказе, не ждите здесь пространных сцен или подробных объяснений. Художник по сценарию работает исключительно мазками и прекрасно знает свой удел. Помогают в этом замечательные актёры, которые очень естественно, жизненно и без фальши доносят до игрока сквозь различные репризы, те самые Хроники Последних Дней.

Игра филигранно дозирует глобальное, общее и частное, дабы в итоге весьма стройно сложить в голове зрителя-читателя поразительную мозаику героев и историй. Показать, что, несмотря на неизбежный конец, жизнь — это просто жизнь со всеми её неурядицами, а смерть…

Честно говоря, каждый из этой игры вынесет что-то своё. Здесь, как я уже говорил, нет каких-то чётких ответов на некоторые сюжетные недосказанности. Скорее именно в том, что некоторые вещи надо домыслить самому и придают “Хроникам” такой неподражаемый шарм.

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812192313

Ну и конечно же этот рассказ потерял бы львиную долю своего обояния без рвущей сердце музыки Джессики Карри, которая является так же и сооснователем студии The Chinese Room. Кому как не ей, человеку с неизлечимым дегенеративным заболеванием, писать мощное музыкальное полотно к симфонии Жизни и Смерти, которая разворачивается в зелёной долине средь британских холмов. Вне зависимости от того, понравится вам игра или нет, уделите хотя бы пару минут местному саундтреку. К плохим играм такой музыки не пишут.

На своём сайте The Chinese Room говорили, что видят Everybody’s Gone to the Rapture диким сплавом литературы, фантастических историй и радиопьесы. Всё это в сельской Англии 80-х. Честно говоря, с момента анонса проект казался странным и рискованным. И какое счастье, что именно такими “Хроники” в итоге и оказались. Чарующими, красивыми, захватывающими, полными меланхолии и заполненными самой обычной жизнью посреди крайне необычных событий. Хотя лучше всего настроение “Хроник” передают строки из Сары Тисдейл, “Будет Ласковый Дождь”:

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род

И весна… и Весна встретит новый рассвет

Не заметив, что нас уже нет.

Everybody's Gone To The Rapture™_20150812210111


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!