Котофония: Assassin’s Creed: Syndicate — Скрипач на Крыше

Котофония — постоянная рубрика, в которой Максим Зарецкий пишет обзоры на избранные саундтреки из игр и кино.

У музыкальной истории серии Assassin’s Creed в последние годы была тяжёлая судьба. Конечно, франчайз уже давно тонет в застойном болоте, и сильных саундтреков к номерным частям мы не слышали со времён Йеспера Кюда. Завывания Лорни Бэлфа для Assassin’s Creed 3 вспоминать без горькой не хочется, а аккуратная работа Брайна Тайлера над Black Flag была вторичной к «Пиратам Карибского моря». Музыке в AC: Unity тоже не удалось перебороть негатив вокруг самой игры, и “новые таланты” Ubisoft не потянули задачу озвучить гигантский сэндбокс про французскую революцию под стать тестерам.

received_10103575836122575
Кот Остина Уинтори Маримба. Эксклюзивное фото для нашего сайта.

На этом фоне даже ярые фанаты странных людей в капюшонах не ждали чудес от новой части ежегодного сериала. Ещё на стадии первой утечки AC: Victory выглядела механически и дежурно, а зная недавние музыкальные “успехи” Ubisoft, уповать на достойную пластинку тоже не приходилось. Месяцы шли, Victory был официально представлен как Syndicate, но ничего интересного с игрой до лета 2015 не происходило. Шли дежурные ролики, обещания и анонсы гор DLC.

Ситуация резко поменялась летом, и мой личный интерес к “Синдикату” значительно возрос. На должность композитора был назначен Остин Уинтори, который ранее успел прогреметь не только на весь игровой мир, но ещё и стать номинантом на “Грэмми” за свой саундтрек к Journey. В этой игре, напомним, музыка была важна не меньше, чем графика, и симбиоз игры с творением Уинтори давал на выходе чуть ли не самое яркое впечатление эпохи PS3. Уинтори также отметился выдающимся, сложным и вдумчивым саундтреком к The Banner Saga, где продемонстрировал ещё одну важную профессиональную черту: умение балансировать между аутентичностью, стилизацией и близостью музыки к современному слушателю. Древнеисландские песнопения, возможно, и требовали несколько заходов, чтобы распробовать, но в игре идеально сидела каждая мелодия.

a2939271142_10

В случае с Syndicate Остину было и легко, и тяжко одновременно. Викторианская эпоха оставила огромный след в мировой музыкальной культуре, но едва ли эта музыка была, скажем так, подлинной. Так сложилось, что в культурный ренессанс Великобритании не включились музыканты, и пробел в «викторианском» звучании десятилетия спустя восполняли композиторы различного рода фильмов об эпохе могущества Британской Империи. Кто-то черпал вдохновение во французской музыке той эпохи, кто-то оглядывался на творчество «Могучей Кучки», так или иначе композиторы копировали Чайковского…

Не меньшее культурное влияние оказали многочисленные постановки Шерлока Холмса. Несмотря на большую разницу в работах Уильяма Патрика Гоуэрса (William Patrick Gowers), который написал музыку к постановке BBC, а также Владимира Дашкевича (СССР) и Ханса Циммера («Шерлок Холмс» Гая Ричи), их объединяет скрипка. Титульные мотивы мистера Холмса в сочетании с пианино навсегда закрепили в мозгу слушателя такое музыкальное лицо эпохи.

Этим Остин Уинтори от души воспользовался в пластинке к Syndicate. Открывающая тема Bloodlines — это скрипичная поэма под надрывные клавишные, которая просто автоматически, на рефлексах уносит практически любого человека в Тот Самый Лондон. Помимо этого минималистичность музыкальной палитры заглавной темы автоматически делает её более интимной, что весьма актуально! На фоне огромного мегаполиса разворачивается личная история двух близнецов.

Самому Лондону досталось, однако, более разнообразное лицо. Уинтори откровенно использует “танцевальные” мотивы при проектировании экшен-треков. Его струнные вальсируют по улицам и крышам, резко “гудят” при признаке угрозы и надрываются, глядя на нищету блестящей столицы Британской Империи. Струнные партии, на мой вкус, сильно вдохновлены французской классикой, а полифония явно отдаёт Камилем Сен-Сансом и его «Пляской Смерти», что в контексте профессиональных занятий главных героев может восприниматься как замечательная музыкальная шутка, пускай, может быть, и случайная. Одна из композиций так и называется — Waltzing on Rooftops and Cobblestones. Вальсировать под неё было бы сложновато, но влияние знаменитых Венских Вальсов 19-го века ощущается.

Спокойные треки вроде Soothing Syrup дают слушателю узнаваемую на подкожном уровне полифонию фильмов про Шерлока Холмса. Щипки струны, нежные язычковые, обязательное пианино… В голове так и представляется заваленный бумагой и разными штуками кабинет, где горит газовая лампа и проектируется нечто зловещее. Нужно сказать, что именно такого атмосферного лоска не хватало, к примеру, Джейсону Грейвзу в его The Order 1886. Местами музыка (в Destruction’s Our Delight, например) напоминает старину Дашкевича, а включение в некоторые композиции сопрано Холли Седиллос (постоянно работает с Уинтори) придаёт пластинке пронзительность. Особенно жутко нарываться на такие композиции где-нибудь в Уайтчепел. Но, несмотря на такие “атмосферные” вставки, основной лейтмотив инструментальных композиций — всё-таки струнный танец. The Assassin Two-Step, Top Hats and Sword Canes и прочие — это пляска со смертью, которая вобрала в себя лучшее из школы 19-го века с несомненным влиянием еврейских и цыганских музыкальных мотивов, которые доминировали в уличной музыке викторианского Лондона.

Отдельной строкой идёт совместное творчество Уинтори и австралийской группы Tripod. Идея с морскими шанти, посеянная в Black Flag, была развита. В Syndicate появились написанные специально для игры песни-стилизации под эпоху, которые можно услышать в пабе или в дешёвом театре. Талант Tripod как комик-труппы петь и играть мимо нот, при этом оставаясь мелодичными, породил чуть ли не самые яркие барные песни в играх со времён Bard’s Tale. Чего только стоит Give Me the Cure. Уже в середине этой песни (где жуткие слова никак не вяжутся с весёлым тоном песни) хочется опрокинуть кружку эля и подпевать. Сильно спойлерить по песням не хочется, дабы не разрушить эффект первого впечатления. Скажу лишь, что как их появление в игре вообще, так и качество исполнения — это чертовски приятный сюрприз.

Но мощный и творчески законченный саундтрек должен обладать логической точкой, а в случае с Assassin’s Creed хотелось бы некоторой закольцованности с серией. И она есть! Трек Family без предупреждения вплетает в себя лейтмотив Syndicate и легендарную Ezio’s Family Йеспера Кюда, а женский вокал в композиции принадлежит Виктории Эткин, которая озвучивала женского протагониста игры Иви. Это чудесное завершение прекрасного альбома.

Остину Уинтори и Tripod, как канатоходцам в уличном цирке, успешно удалось нащупать баланс в музыкальном облике игры: пластинка аутентична, но узнаваема и приятна слушателю 21 века, а образ “викторианской музыки” блестяще романтизирован и бьет ровно в те точки удовольствия, к которым привыкли люди, любящие эту эпоху и истории в её антураже. Да ещё и игра получилась под стать альбому. Случай, прямо как чистая улица в Лондоне 19-го века — редкий. Так что ловите момент, леди и джентельмены!

meow


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!