Straight Outta Compton вполне можно назвать прорывом, или, если хотите, феноменом года. Снятый за относительно небольшие деньги для очень узкой аудитории фильм внезапно оглушительно выстреливает в домашнем прокате, оставив позади два главных блокбастера месяца. Самые высокие оценки критиков, активный пиар со стороны Dr. Dre, мем Straight Outta, парочка скандалов и забавных новостей сделали свое дело: о фильме заговорили даже те, кто совсем не в теме.
О ком картина? Об участниках легендарного коллектива N.W.A (Niggas With Attitude или «Ниггеры с понятиями»), которые стояли у истоков гангста-рэпа в США в конце 80-х. В состав группы входили Ice Cube (роль в фильме исполняет его родной сын О’Ши Джексон мл.), Dr. Dre (Кори Хоукинс), Eazy-E (Джейсон Митчелл), MC Ren (Элдис Ходж), DJ Yella (Нил Браун мл.) и Arabian Prince. Они были первыми среди тех, у кого прорезался голос улиц. Простые парни с района, осмелившиеся открыто посылать в своих текстах представителей закона и поднять проблему дискриминации чернокожих.
Именно этот самый протест, стремление главных героев подняться со дна, заявить всему миру о себе и актуальных социальных вопросах, а не рэп как музыкальный жанр, являются основой фильма. Рэп-композиции с дерзкими текстами только задают нужный тон повествованию и придают динамики.
Повествование скачет очень стремительно: в течение первого часа наши герои уже успевают стать народными любимцами, погружаются в мир музыкального бизнеса, и проблемы черных людей начинают отходить на второй план. Больше показывается так называемый «внутрячок», история переключается на отношения рэперов друг с другом и продюсерами. И здесь фильму слегка недостает драматического накала.
Переживания героев остаются где-то за кадром, поэтому иногда решительно непонятно почему сначала в рядах группы царит мир и порядок, а уже в следующей сцене отношения между музыкантами внезапно становятся натянутыми. Кино стремится со всех сторон показать достижения членов N.W.A., но порой забывает об их личностях. Незнакомый с историей группы человек может и вовсе не понять, за что все так любили и уважали Изи-И или почему Айс Кьюб так резко оборвал отношения со своими товарищами, да еще и потом нелицеприятно высказывался о них в своих текстах.
Arabian Prince и MC Ren раскритиковали «Голос улиц» за то, что их персонам было уделено непростительно мало внимания, и их претензии вполне логичны. Вследствие того, что в создании фильма активное участие принимали только сам Доктор Дре, Айс Кьюб и Томика Вудс-Райт, вдова Изи-И, основное внимание сосредоточено на этих трех персонажах. Все остальные участники группы постепенно отодвигаются со второго на третий план, да так сильно, что ближе к концу уже невозможно понять, кто есть кто, или куда вдруг кто-нибудь из них пропал.
По примеру треков самих N.W.A., «Голос улиц» подробно, ярко и максимально правдиво показывает все то, что творилось на улицах Комптона в конце восьмидесятых и начале девяностых, и современная ситуация ненамного лучше. И в этом фильм порой переплевывает даже эталонный Boyz n the Hood, который, кстати, не раз упоминается главными героями. Знаменитая война группировок Crips и Bloods, расистские настроения, полицейский беспредел в отношении чернокожих — всё это просто не могли обойти стороной создатели картины. Другое дело, что порой все эти моменты присутствуют здесь лишь в виде необходимых вставок и не затрагивают ни ход сюжета, ни главных героев. Примерно то же самое можно сказать и про конфронтацию рэперов с местными органами правопорядка и ФБР. Не возникало абсолютно никакого ощущения, что этот конфликт каким-то образом препятствует главным героям или хотя бы просто создает эмоциональное напряжение. К середине фильма про это и вовсе забывается.
Забывать, к слову, история будет не только об этом. Множество мелких линий, ведущих попросту в никуда – несущественная, но сразу бросающаяся в глаза проблема «Голоса улиц». Очевидно, что сценаристы не без помощи Кьюба и Дре старались не упустить ничего из реальных событий и показать как можно больше различных жизненных ситуаций, не думая над тем, нужны ли они вообще фильму или нет.
И все же «Голос улиц» получился неплохим. Для поклонников американского хип-хопа это и вовсе настоящий подарок. Остальные же как минимум не будут жалеть о пустой трате времени хотя бы благодаря динамичному, насыщенному интересными событиями сюжету и колоритным главным героям: молодые актеры безупречно воплотили образы своих реальных прототипов на экране. Другой момент, что для непосвященного в культуру, да и просто далекого от тех реалий человека вопрос «так а в чем же, собственно, легендарность N.W.A.?», скорее всего, так и останется открытым.
P. S. Само собой, в фильме полно мата и сленга, которые в русском дубляже заботливо урезаны.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!