Джессика Джонс наконец-то вдохновила меня на главный подвиг в моей жизни, достойный супергероя нового тысячелетия.
Сегодня я нажрусь.
Сказать, что мы сейчас живем в одну из лучших эр супергероев, значит ничего сказать. Количество разнообразного контента за последние два года увеличилось в разы, что позволяет практически любому зрителю найти что-то для себя. Однако когда в эфирную гонку между CW и ABC вмешался американский сервис Netflix, стало очевидно, что наша жизнь, как поклонников кино и ТВ комиксов, уже никогда не будет прежней. И вот, когда в апреле этого года отгремел великолепный «Сорвиголова», все причастные замерли в ожидании другого потенциального шедевра — «Джессики Джонс». Но то, что они получили в итоге, сильно разнилось с тем, что рисовало их воображение.
Правда, прежде чем перейти к разговору непосредственно о сериале, очень важно рассказать, кем именно является персонаж, сыгранный Кристен Риттер. По меркам мира комиксов Джессика — довольно молодая героиня: первая серия о ней стартовала всего лишь 2001-м году, но к ней сразу же возник большой интерес, а издательство даже открыло подразделение Marvel MAX для создания проектов, максимально ориентированных на взрослую аудиторию. Не сказать, что это было чем-то невероятным, как-никак «Сорвиголова» от Миллера еще в 80-х явно был написан не для детской психики, однако мисс Джонс стала таким персонажем, который подкупал читателя своей непосредственностью, а где-то даже и провокационностью. На страницах её можно было застать за активным употреблением алкоголя, нецензурной бранью и межрасовым совокуплением. Но самое главное, что любой, бравший в руки комикс, видел перед собой прежде всего человека, а потом уже супергероиню, пусть и слегка отошедшую от дел.
Для Netflix с их любовью к антисоциальным протагонистам такой персонаж стал прямо-таки подарком судьбы. К тому же их версия вселенной Marvel сильно отличалась от красочных блокбастеров, идущих в больших мультиплексах. Однако попытка соблюдения канона на первых порах сыграла с шоу злую шутку. Большинство нынешних зрителей вряд ли готово тратить драгоценное время на то, чтобы перед просмотром сериала по комиксу внезапно прочесть оригинал. Поэтому внутренние отсылки и неспешный темп после Daredevil легко могут нагнать тоску. Но не дайте себя обмануть. Как и первоисточник под названием Alias, раскрывшийся по полной лишь ближе к четвертой и пятой сюжетной арке, «Джессика» лишь к середине начинает приобретать собственное лицо, и как бы это было ни печально для поклонников Мэтта Мердока, лицо это совсем иное, нежели у слепого адвоката.
У Сорвиголовы была масштабная криминальная история, а здесь — чистокровный нуар с оглядкой, правда, на текущие кинематографические тенденции. Кристен Риттер глушит ведрами дешевый виски, много ругается, разговаривает сама с собой и фактически ночует на работе. Оператор и монтажер при этом любят делать очень странные маневры, временами напоминающие о Mr. Robot (особенно когда камера берет общий план какой-нибудь локации), но их спасает осветитель, создающий временами настолько крутую атмосферу, что она обволакивает тебя целиком и не дает шансов вырваться.
Конечно, в этой истории обязательно должна появиться femme fatale, коей оказывается молодая Хоуп Шлотман — перспективная легкоатлетка, внезапно бросившая учебу и сбежавшая из дома. Попытки её найти приведут Джессику к опасным открытиям и воспоминаниям прошлого, которые очень бы хотелось забыть во время очередного пьяного загула.
К сожалению, в современном мире нуарный сюжет, пусть и вдохновленный неплохим комиксом, вряд ли может принести зрителю какие-либо откровения. Тем более синопсис настолько минимально затрагивает общую вселенную, что даже становится немного обидно. То есть, рассказ о героине скатывается в локальную передрягу, о которой вы могли прочесть в местной газете. Здесь не будет даже финала масштаба «Сорвиголовы», потому что все экранное время Джессика рассказывает очень личную историю человека, оказавшегося в невозможных обстоятельствах. И будь у тебя хоть сколько угодно сил и кое-какой навык летать, сознанием ты всегда будешь простой девушкой из пригорода. Чрезвычайно циничной, но девушкой.
Тем не менее, имея женскую изюминку, в общих чертах «Джессика» все-таки иногда делает реверансы в сторону своего сериального «старшего брата». Это может быть персонаж, засветившийся в компании Мэтта Мердока, или главный злодей, по вполне очевидным причинам не показывающий своего лица несколько эпизодов подряд. Ему, конечно, дадут высказаться и рассказать свою версию происходящего, но очеловечить до конца так и не смогут. Правда, если бы на его месте был кто угодно, но не Дэвид Теннант, вряд ли бы он мог вызывать такую чертовскую симпатию к себе.
А что насчет Кристин Риттер? О, вы навсегда забудете о ней, как о той женщине, которая захлебнулась собственной блевотиной в Breaking Bad. Может быть, вспомните о ее роли в ситкоме «Не верь су*** из квартиры 23», но только если воспринимать Джессику, как Хлою, поддавшуюся депрессии и саморазрушению. Она прекрасно играет голосом, и очень хорошо преподносит близкий каждому образ затюканного жизнью человека. Только проблемы Джонс не унылая работа или недосып, а бороздящий Нью-Йорк психопат с возможностью контроля чужого разума. Она бы рада поручить это задание кому-нибудь другому, да больше никто не справится.
Вместе с тем, несмотря на красивую картинку и хороший сценарий, шоу получилось не очень зрелищным. Там, где парень в красном костюме раздавал люлей направо и налево, Джессика с крайней неохотой вступает в драку. Ибо для нее, как и для ее друга Люка Кейджа, любое боевое столкновение — это не жесткая схватка с ломанием костей и крутой хореографией, а элементарная рутина. А как еще может быть, если ты, например, вполне способен остановить на ходу машину и поднять ее над головой? К сожалению, создатели слишком поздно поняли, какую ошибку они совершили и лишь в 11-й и 12-й сериях подобрали мисс Джонс достойных соперников.
По всем параметрам и вопреки всем стараниям сериал получился совсем другим и немного хуже первого опыта Netflix в экранизации комиксов. Однако, если вы взглянете на Metacritic, то увидите серьезное превосходство «Джессики» над «Сорвиголовой». Чем это объяснить? Мы слишком долго ждали вменяемую экранизацию с женским персонажем, где именно мужчины были бы сайдкиками, а не наоборот. После череды неудач в виде чудовищной «Женщины-кошки» или «Электры» видеть адекватное воплощение супергероини, которой на самом деле глубоко на всех плевать, дорого стоит. Очень по-современному, и как раз в духе времени. Особенно, когда становится очевидно, что человеческие и чисто психологические аспекты здесь всегда превалируют над любым комиксовым. Я же говорил, в интересные времена живем.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!