Первый мститель: Противостояние — Семейные разборки

В этой рецензии нет спойлеров, читайте спокойно.

***

С того момента, как Тони Старк (Роберт Дауни Младший) впервые надел броню Железного человека, прошло уже восемь лет. За это время вымышленная вселенная фильмов Marvel Studios стала домом для огромного количества выдающихся людей, роботов и богов, каждый со своими талантами и уникальным происхождением. То, что между этими сильными личностями произойдет конфликт, было лишь вопросом времени. Всю вторую фазу взгляды на мир Тони Старка и Стива Роджерса (Крис Эванс) разнились все сильнее – и вот, настал час X, и между Защитниками Земли развязалась Гражданская война. Ну или Противостояние – как больше нравится.

zmtOhIP[1]

Джо и Энтони Руссо, снявшие «Первый мститель: Другая война», доказали, что способны показывать максимально человечные и «приземленные» истории про супергероев. Но если тогда они имели дело с довольно емким конфликтом (хоть и имеющим глобальные последствия), то экранизация культового комикса Civil War – это уже вопрос совершенно другого масштаба. Самой большой опасностью для фильма был риск запутаться во множестве сюжетных линий: рекордное число действующих лиц (13 против 11 в «Эре Альтрона») нужно было не только свести на одном экране, но и внятно объяснить суть конфликта между ними, развить его и привести к какому-то заключению. Чтобы избежать сценарной катастрофы, на постепенное выстраивание сюжетных слоев выделили почти половину экранного времени. И этот подход окупился.

iljpeWx[1]

Конечно, справиться с таким количеством персонажей было проще, ведь с большинством из них зрители знакомы уже не первый год. Но Руссо не стали опираться на багаж киновселенной там, где можно обойтись собственными силами – все-таки «Противостояние» должен восприниматься и как отдельная картина. Так что даже тех, кто не знает о психологических травмах Тони (фильм-то относится к трилогии про Капитана Америка, а не Железного человека), быстро введут в курс дела, дадут прочувствовать характеры героев и покажут, как они относятся друг к другу. И при этом не утомят.

И это еще один ключевой момент: даже в довольно медленной первой трети (а может и половине) фильма хватает сцен погонь, сражений и прочих взрывов. Переходы между «спокойными» сценами и напряженным действием сделаны очень плавно, нет подозрения, будто какие-то сцены вставили исключительно для того, чтобы разбудить зрителя. Условный диалог оборачивается рукопашной бойней, затем превращается в погоню, потом берет передышку, дальше снова идет экшен – и так постоянно. Видно, что этот фильм не искалечили на монтажном столе – повествование всегда держится примерно в одном темпе.

hrimwm[1]

Ну а ближе к середине «Первый мститель: Противостояние» начинает вытворять совершенно потрясающие вещи, иной раз заставляя подпрыгивать на своем месте в кинотеатре от переизбытка эмоций. Помните ту сцену в аэропорте, где обе команды грозно выстраиваются друг против друга, а затем бегут навстречу? Так вот, трейлеры не показали и сотой части того безумия и торжества супергероической хореографии, которые заготовили нам братья Руссо. Здесь больше десятка персонажей с разительно отличающимися боевыми приемами то и дело меняют оппонентов, совершают совместные комбо, переходят от одной тактике к другой, раскрывают из рукава все новые козыри (ух, как тяжело умалчивать, какие именно)… И при этом не забывают обмениваться звонкими фразами, тем самым напоминая, что на экране не бессмысленное (хоть и чертовски зрелищное) месиво из CGI и трюков профессиональных каскадеров, а полноценные персонажи, за которых одинаково переживаешь вне зависимости от выбора команды.

TDanVtI[1]

На самом деле, в этом и есть суть Гражданской войны. Здесь нет «хороших» и «плохих», а всем сердцем болеть только за одну сторону и желать поражения другой попросту невозможно – у обеих есть здравое зерно. Нет, можно поддерживать определенную сторону, например, потому что там больше близких сердцу персонажей, но когда дело доходит до кульминации, хочется буквально разорваться на две части. В этот момент прекрасно понимаешь, почему любимые герои дерутся, но хочется молить, чтобы они прекратили. Это очень сложный, личный конфликт, и даже с учетом того, что на экране в десятки раз меньше вовлеченных героев, чем было в комиксе, эмоции становятся только сильнее.

8973ca95475ac269_CWD0210_v006_010101.1068_R.xxxlarge_2x[1]

Хотя у фильма довольно серьезный и местами (местами!) мрачный тон, в нем есть множество бесценных моментов, еще сильнее укрепляющих семейные узы Мстителей, даже если те что-то очень серьезно не поделили. И не сказать, что в отдельных сценах все скатывается в клоунаду – просто даже когда близкие люди ссорятся, они могут грустно пошутить, чтобы убедить самих себя, что не все так плохо и непоправимо. И хотя Marvel Studios пока не вернула права на свою Первую семью (Фантастическую четверку), Кевину Файги и множеству талантливых людей удалось сплотить другую. Для любых отношений нет более показательной проверки на прочность, чем большая и громкая ссора.

Rpw7nDt[1]

Так как рецензия без спойлеров, скажу лишь, что концовка «Противостояния» сделана очень грамотно, но с явным расчетом на то, что некоторые сюжетные линии продолжат в следующем фильме, а не забросят или сведут на нет. Не зря сами Руссо называют «Первого мстителя: Другая война», «Противостояние» и «Мстителей: Война бесконечности» трилогией – они еще смогут закончить то, что начали. Ну и, будто этого мало, две части «Войны бесконечности» станут кульминацией всей (!) кинематографической вселенной Marvel. И теперь нет почти никаких сомнений, что Джо и Энтони Руссо будет по плечу такая титаническая задача.

P.S. В «Первом мстителе: Противостояние» есть множество аспектов, которые хочется обсудить подробно, но делать это лучше в спойлерных разборах. Напоследок хочется сказать, что Marvel Studios удалось показать лучшего экранного Человека-паука, а Черная пантера привнес во вселенную серьезность, которой так не хватало некоторым страждущим.

90


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!