Все любят красивые байопики про известных и красивых людей. А ещё все любят Джуда Лоу и Колина Фёрта. И даже Николь Кидман кое-кто ещё помнит. В принципе, если взять всё это и соединить вместе – уже получается ударное сочетание. Добавив хорошую историю и облачив её в привлекательный фильм – то получится «Гений». Режиссёрский дебют крупного британского театрального деятеля Майкла Грандаджа вышел отнюдь не гениальным – хотя и весьма приятным.
А много ли вы вспомните фильмов о работе литературных редакторов? Ведь именно они, зачастую, открывают миру новых гениев пера, оставаясь при этом в тени, сидя в своем офисе за кучей рукописей (по крайней мере, так было раньше). Мы не знаем их имён – а между делом именно Максуэлл Перкинс подарил миру творчество Эрнеста Хемингуэя, Фрэнсиса Скотта Фицжеральда и, к сожалению, ныне несколько подзабытого Томаса Вулфа. О дружбе и сотрудничестве последнего с Перкинсом и рассказывает «Гений». Союз писателя-холерика с безграничным лексиконом и рационального меланхолика с чутьём на таланты оказался самым непростым – и одним из самых плодотворных. При жизни Вулфа было издано два его романа, два других же опубликовали после внезапной кончины 37-летнего писателя. И то, что мир смог оценить его работы, удивительно точно отражающие настроения американцев начала 20 века, – прямая заслуга Перкинса.
Хочется поругаться на Джуда Лоу, который в роли неуравновешенного Вулфа временами откровенно переигрывает, фонтанируя экспрессией, будто выпускник театрального вуза на дипломном спектакле. Только за счёт театральности действа и удаётся закрыть глаза на то, как он далеко не всегда достоверно пучит глаза и машет руками, а также затягивает речи пафосным голосом эксцентричного писаки. К счастью, у нас тут есть оскароносный лауреат Колин Фёрт, который, кажется, скоро заполучит в копилку новую номинацию (любопытно, что ранее роль Макса числилась за Шоном Пенном). За ним прочно закрепился образ истинного джентльмена, и в «Гении» он оправдывает его на все сто процентов – галантный, изящный, совершенно невозмутимый человек, за которым просто приятно наблюдать. И своей аккуратной актёрской игрой он удачно сглаживает эмоциональную невоздержанность Лоу.
Традиционно хороша Николь Кидман, которая играет с Фёртом уже в третий раз, пускай на этот раз и не в качестве супруги (ранее они появлялись вместе в «Прежде, чем я усну» и «Возмездии»). Её персонаж супруги Томаса Вулфа приятно разбавляет красивый актёрский дуэт Фёрт – Лоу, время от времени привнося долю хаоса, так как редактор, по сути, «отобрал» у неё мужа. Удивительно хорошо вписался в роль грустного Фицжеральда великолепный Гай Пирс, Лора Линни идеально подошла на роль жены Перкинса. А короткое появление Доминика Уэста в роли Хемингуэя вызывает ностальгическую улыбку, особенно у любителей литературы «потерянного поколения», – они обязательно вспомнят «Старика и море», когда Эрнест предложит Перкинсу сфотографироваться с только что выловленным огромным голубым марлином.
Немного жаль, что по Фицжеральду и Хемингуэю при этом прошлись очень эпизодически: они появляются как двигатели сюжета, буквально задавая нужный «тон» повествованию и кокетливо задевая хрестоматийные события из биографий (у Фицжеральда, например, есть жена в психушке, хотя о причине её местонахождения там ни слова не сказано). Но это, по большему счёту, придирки – как Перкинс сокращал 5000-страничные романы Вулфа, так сценарист «Гладиатора» и «Скайфолла» Джон Логан отсёк все ненужное для того, чтобы оформить красивую историю в не менее красивый фильм.
Как минус стоит отметить вышеупомянутую прущую из каждого кадра театральность. Как-никак, у нас тут фильм, в котором рассказывается о судьбе очень важных людей в истории не только американской литературы, но и мировой культуры вообще, и на звание исторического он претендует не очень здорово (а меж тем входил в состав конкурса Берлинского кинофестиваля, который известен своей «политичностью» в отборе фильмов). Это увлекательный, по-своему очаровывающий, но совершенно неестественный фильм, будто происходящее является крупномасштабной театральной постановкой. Как уже говорилось, экспрессия Джуда Лоу только усугубляет это ощущение.
И если для вас это не так важно – а мы уверены, что так и есть, – то в итоге вы получите то, что хотелось: красочный, высокохудожественный байопик, оформленный в сказку о крепкой мужской дружбе, Америке накануне Великой Депрессии и любви к жизни. И, быть может, после этого фильма вы отправитесь в книжный магазин и возьмёте какой-нибудь увесистый томик – «Великий Гэтсби» Фицжеральда, «Прощай, оружие!» Хемингуэя или, собственно, «Взгляни на дом свой, ангел» Вулфа. Да прибудет с вами сила хорошего кино и прекрасной литературы! И не забывайте о важности редакторов.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!