Режиссёры-гомосексуалисты – всегда товарищи со своим особым внутренним миром. В брутальной суровости Франсуа Озона видится тонкая ранимость, в истеричности Ксавье Долана – любовь к миру, и даже лязгающий спецэффектами и инопланетными тарелками Роланд Эммерих перед тем, как разнести статую Свободы в «Дне независимости 2», заделал маленькую драмку про бунтующих геев «Стоунволл». Ибо хрупкие натуры, а сейчас такая хрупкость в моде. Впрочем, Педро Альмодовар – немного другое дело. Его не столь сильно волнует хрупкость собственная, сколько хрупкость мира вокруг него – и потому раз за разом зритель упоённо следит за тем, как самый женственный режиссёр планеты познаёт этот мир своей андрогинной натурой. «Джульетта» — не лучший и не худший фильм Альмодовара, но это – его фильм. А этого уже немало.
Итак, в активе имеется достаточно типичная завязка. Джульетта (которая, вообще говоря, Хульетта на самом деле, но видимо переводчики решили не испытывать судьбу и не злить цензуру) – уже немолодая женщина порядка 50-ти лет. Она наполнена радостными ожиданиями по поводу скорейшего отъезда из Мадрида в Португалию со своим возлюбленным, красива и по-прежнему очень привлекательна. Однако случайная встреча старой знакомой на улице резко меняет её настрой на диаметрально противоположный. В частности, из-за того, что девушка является некогда лучшей подругой дочери Джульетты, с которой у нашей героини связана какая-то страшная тайна. И вот она уже не едет ни в какую Португалию, выставляет ухажёра за дверь, достаёт конверт с разорванной в клочки совместной фотографией с дочерью – и начинает писать своему чаду письмо. В нём она раскрывает и ей, и нам подробности своего прошлого.
Фильм сменяется кадрами из бурной молодости Джульетты, когда она повстречала в поезде молодого и статного красавчика-рыбака, рассказывает о свадьбе, рождении дочери и поначалу благополучной жизни – но вот некое страшное событие, которое повлекло за собой глубочайшую депрессию для женщины, формирует «детективную» часть сюжета. Зритель погружается в сознание Джульетты, где она воскрешает в памяти эпизоды, старательно вытеснявшиеся ею на протяжении большей части своей сознательной жизни, в которых просто цветёт талант Альмодовара в рассказывании тонких психологических драм. Картина перетекает из мелодрамы в семейную драму, из почти комедийного «путешествия к родным» в трагедию крушения родовых уз, а яркие, кричаще-красные интерьеры, которые Педро так любит, перемежаются экзистенциальными образами.
В каком-то роде, Альмодовар сравним с Вуди Алленом – он тоже, по сути, раз за разом рассказывает об одном и том же, просто время от времени подменяя элементы. И если последние два его фильма были более нетрадиционными в плане содержания (экзистенциальный триллер «Кожа, в которой я живу» и дикий бурлеск «Я очень возбуждён»), то «Джульетта» — это куда более «олдскульный» Альмодовар. Он вернулся к тому, что умеет лучше всего – рассказывать о женщинах и матерях в частности. Здесь можно увидеть и отголоски «Всё о моей матери» и «Женщин на грани нервного срыва», а также тонкий психологизм «Поговори с ней». Если Вуди Аллен – это здоровый рыжий кот, который вальяжно позволяет себе развалиться на полу и ждать, пока его погладят, то Альмодовар – это нежный котик-любимец женщин, который может намурлыкать вам на ухо всю их психологию, запрыгнув на колени. И «Джульетта» — это традиционное и сытое мурчание грустного котея, который беспокоится о людях.
В общем-то, придираться к этому фильму не хочется, но в целом вы не найдёте в нём ничего нового. Раз за разом в картинах Альмодовара появляются одни и те же персонажи – красивые мужчины, не менее красивые женщины, которые делают красивых детей и испытывают трудности в общении с ними. Разве что, в противовес модным тенденциям с запада, в этот раз не было замечено ни одного гея в кадре (и даже традиционных для режиссёра трансвеститов). Но в целом – это всё та же старая пластинка, которую можно переслушивать помногу раз, и каждый раз с удовольствием, но вот с восторгом ли…
Пара сухих строчек об актёрах: всё очень хорошо. Джульетту пожилую играет очень хорошая театральная актриса Эмма Суарес, непримелькавшаяся для массового зрителя, которая впервые работает с Альмодоваром, зато сделала себе имя на фильмах Хулио Медема. Молодую играет сексапильненькая Адриана Угарте, которая недавно мелькала на экране в хорошей европейской картине «Пальмы в снегу» (а ещё советуем с ней малоизвестный испанский мини-сериал «Похищенные»). Остальные актёры в целом тоже радуют, особенно стоит отметить Росси де Пальму – удивительную актрису, которая уже не в первый раз появляется в фильмах Альмодовара и обладает мгновенно впечатывающейся в память нетипичной внешностью.
Так или иначе, это хорошая, крепкая драма, которая должна обрадовать почти всех в разной степени. Альмодовар планку не роняет и раз за разом выдаёт качественное кино про тонкости души, в которых он, со своей этой особенной духовной организацией, разбирается лучше, чем Щелкунчик грызёт орехи. И «Джульетта» тоже обязательно найдёт своего зрителя. Быть может – в лице вас.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!