Российскому кино – жизнь! В последнее время гораздо интереснее, нежели раньше, наблюдать за отечественной индустрией, в которой стало всё больше «движухи», всё больше новых лиц, новых трендов и явлений. Мы с переменным успехом стараемся не только не отставать от мировых тенденций, но и остаёмся при этом верными традициям «широкой русской души», которая включает в себя все культуры сразу и перерабатывает их в неповторимый коктейль. Вот и от модной тенденции «женского кино» и феминизации определённой доли якобы «мужского» вида искусства стараемся не отставать. Вслед за «Трайбекой» Роберта де Ниро и «женской» программой на последнем ММКФ, легендарный Сергей Сельянов собирает семерых женщин, даёт им денег и Питер на растерзание, и те отправляются снимать кино, от которого за версту слышно о его «русскости». В хорошем смысле этого слова.
«Петербург. Только по любви» — это новеллы, в каждой из которых режиссёр – одна из представительниц прекрасного пола разной степени успешности и известности. Объединяет истории тема города и, конечно же, прекраснейшего из чувств, что может испытать человек в своей жизни ( и это отнюдь не приобретения коллекционного издания очередной части Dark Souls!). В том или ином виде, любовь фигурирует в каждом из семи сюжетов – любовь к человеку, к ребёнку, к городу, да даже к Бродскому. Сквозного развития нет, но за счёт цельности каждой из историй возникает ощущение общего единства. Ну и, конечно, одним из героев является сам Санкт-Петербург – со всеми его Невскими проспектами, Адмиралтейскими набережными, памятником Петру I и Аничковым мостом (который сам оказывается в центре сюжета одной из новелл).
Я из тех, кто при словосочетании «женское кино» смущённо морщится и, в лучшем случае, вспоминает Кэтрин Бигелоу, Агнешку Холланд, Джейн Кэмпион и, конечно, Киру Муратову. Но, к счастью, устоявшийся архетип «мужчина-режиссёр» понемногу начинает развеиваться, и в «Петербурге» женщины действительно проявляют недюжинные прыть, талант и индивидуальность. Да, у нас, конечно, есть пример всё той же Бигелоу, которая делает политические триллеры так, что некоторые мужчины позавидуют, или Антонии Бёрд, снявшей безумно-кровавый ужастик «Людоед». Но в целом женский взгляд на кино всё-таки явно отличается от мужского. И по данному фильму можно судить об этом в полной мере, ибо Петербург глазами, скажем, Ренаты Литвиновой, категорически отличается от взгляда, например, Балабанова. В чём это проявляется?
Ну вот взять новеллу «Селфи», сделанную талантливой выпускницей ВГИКа Аксиньей Гог (обязательно найдите и посмотрите упоительный грустно-весёлый короткометражный фильм «Путешествие Фёдора по Москве XXI века»). Суть этой истории проще некуда: девушка, решившая для себя, что мир слишком опасен для того, чтобы жить в нём, вечно опасаясь смерти, решает застрелиться, но прежде обязательно с кем-то переспать – и встречает диковатого гота, который не переставая делает селфи с ней, даже когда та уже стоит на краю карниза. И весь мир вокруг обезумел – стремление делать фотографии на фронтальную камеру становится будто бы психическим заболеванием, на фоне которой желание девушки уйти из жизни уже не кажется столь безумным, когда все вокруг сошли с ума. Но всё происходящее подаётся с невероятно милым юмором, преисполненное определённого «кокетство», которое в контексте такой ситуации лишь на пользу происходящему.
— Мне коньяка.
— А что, уже антракт?
— У меня — да.
Или вот другой случай: история про уже немолодую беременную женщину, которая, поссорившись на ровном месте со своей пожилой мамой, уходит на узи, и когда обнаруживается, что её ребёнок жив-здоров, мирится с родственницей, и обе уходят такие довольные, что кокетливо подчёркнутые оператором неснятые с их ног бахилы вызывают приступ умиления. Прелесть в мелочах, метко брошенных фразочках, удачно подобранных деталях – этим берёт любая из историй. А ещё – для мужчин это отличная возможность узнать о некоторых вещах, что женщины предпочитают скрывать при противоположном поле: узнаете, почему дамы вечно опаздывают, собираясь на свидание, какую музыку слушают девушки с лишним весом, и много других интересных вещей.
В конце концов, тут есть волосатый (!) и немой (!!!) Александр Паль из «Горько!», доказывающий, что он вообще-то хороший актёр, индеец питерского разлива, и даже Михаил Боярский, шаманящий с бубном и куриными яйцами. Да, конечно, некоторые новеллы отличаются по качеству, скажем, история про съемки фильма о Бродском, за авторством Ренатой Литвиновой, отдаёт чрезмерной «манерностью». В диалогах иногда сквозит откровенная литературщина, а некоторые сюжеты стоило сделать более эмоциональными и живыми. Зато – и это уж точно, — в некоторые моменты «Петербург. Только по любви» смешит (страшно это говорить, но правда) похлеще последних опусов Вуди Аллена, и делает это душевно, молодо, свежо, без излишнего брюзжания, с абсолютно питерским акцентом. В конце концов, это правда весьма «российское» кино, которое можно назвать нашей, более чем удовлетворительной версией «Париж, я люблю тебя» и прочих киноальманахов-признаний в любви родному городу.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!