Последний на данный момент сериал Netflix в телевизионной вселенной Marvel получился весьма спорным. «Люк Кейдж» поверг в недоумение многих фанатов комиксов, но внезапно привел в восторг адептов хип-хопа (что неудивительно — негритянской музыке в нём уделена важная стилеобразующая роль). Пойдём дальше и ударимся в сопоставления: если «Сорвиголову» можно сравнить с брутальной музыкой Run The Jewels, а «Джессику Джонс» с хипстерским рэпом в духе Асапа Роки, то «Люк Кейдж» — это самый натуральный Кендрик Ламар. Правда, при этом с нехилыми такими бицепсами.
Весь сюжет строится вокруг первого в линейке кино- и телепродукции Marvel темнокожего супергероя. Люк Кейдж, он же Карл Лукас – огромный двухметровый детина, который в прошлом стал жертвой эксперимента, в ходе которого он обрёл пуленепробиваемую кожу и исключительную силу. События «Джессики Джонс», где он играл роль второстепенного персонажа, игнорируются почти полностью – всё внимание сосредоточено на личности самого сильного человека Гарлема, который стремится жить обычной жизнью. Он работает уборщиком в парикмахерской, снимает квартиру у дамочки азиатской внешности и по вечерам подрабатывает в клубе местного криминального авторитета Корнелла Стоукса, по прозвищу Щитомордник, с которым у него довольно скоро назревает конфликт, в результате которого погибает близкий друг Кейджа. Громила решает остановить беспредел и вылезает из тени.
В первую очередь большинству фанатов сериалов от Marvel не понравилась нарочитая неспешность. И тут важно отметить, что да, первые две-три серии, за исключением пары моментов, действительно навевают тоску смертную. Скажем прямо, пилот «Люка Кейджа» воистину ужасен – под неторопливый хип-хопчик нам рассказывают историю простого такого пуленепробиваемого негра, который дерзит истеричному Стоуксу. И делается это так медленно, так размеренно, что кажется, будто мы попали в более дорогую и качественную версию фильмов с Александром Невским. Правда, диалоги проработаны, безусловно, намного лучше – слушать разговоры персонажей, которые могут в течение целых сцен разговаривать о судьбах жителей Гарлема, с употреблением многочисленных, выражаясь словарём рэперов, панчлайнов (меткие и удачные фразочки).
Со временем сериал «раскочегаривается», и становится действительно интересным, но только при одном условии – если зритель принимает все остальные условности, а именно ту самую неспешность. Если бы сериал попытались наполнить большим количеством экшена, то у нас получилась бы негритянская маскулинная версия «Сорвиголовы». Но создатели пошел по другому пути — они сосредоточились на том, кто же такой Люк Кейдж. И в этом заключается самый большой плюс нового продукта Netflix
В том числе, с большим удовольствием ведётся повествование про отрицательных персонажей, с этим у сериалов Marvel вообще всё очень хорошо – первый сезон «Сорвиголовы» стал таким популярным, потому что экранный Уилсон Фиск вызывал интерес едва ли не больший, чем история главного героя. А уж без Дэвида Теннанта «Джессика Джонс» и вовсе вышла бы комиксным манифестом феминизма. Здесь же злодеев даже больше, и они буквально сражаются друг с другом посредством хитроумных манипуляций за право обладать самым «черным» районом Манхэттена. Помимо Щитомордника, Кейджу противостоит Мэрайя Дилард, гарлемский политик в исполнении прекрасной актрисы Элфри Вудард (ирония, кстати, заключается в том, что она уже успела также сыграть в последнем фильме про Капитана Америку, и, конечно, совсем другую роль). Эта женщина в возрасте, несмотря на свою внешнюю «непрошибаемость», на деле одержима множеством комплексов родом из детства, и от этого её персонаж становится особенно интересным.
Также бал правит сообщник Щитомордника, Эрнан Альварез по кличке Шэйдс, который действительно является едва ли не самым таинственным персонажем, который постоянно разыгрывает свою партию где-то за кулисами. Ну а эдаким «самым большим гадом» здесь выступает едва ли не главный противник Люка Кейджа по комиксам – Алмазный Змей, таинственный злодей, неким образом напрямую связанный с прошлым главного героя. Паутина их взаимоотношений сплетается в такой узор, что даже Человек-паук восхитится – а ведь на сцене также появляются и другие персонажи, включая Клэр Темпл, свалившую в Гарлем из Адской Кухни подальше от Мэттью Мёрдока и Джессики Джонс. И на этот раз они играет куда более важную роль в сюжете, не превращаясь в «медсестру, которая штопает раны супергероев».
Короче говоря, «Люк Кейдж» – это скорее криминальная драма, нежели очередной «сериал про людей со способностями». По настроению он ближе к «Прослушке», «Власти в ночном городе» (если исключить тему наркотиков) и едва ли не «Острым козырькам». Это история про становление сильной личности среди сильных соперников, которые разыгрывают тонкую, умелую драму характеров, противопоставление физической мощи и коварных умов, отваги и хитрости. Таким образом, сериал про сверхчеловека оказывается самым человечным из всего, что выходило под эгидой Marvel.
И не последнюю очередь во всём этом играет хип-хоп, ведь недаром каждая серия озаглавлена названием той или иной песни легендарного дуэта Gang Starr. Как музыка минималистичного звучания, максимально приближенная к душе «рабочего негритянского класса», она задаёт необходимый тон повествованию. Шоураннером сериала выступил Чео Ходаки Кокер, автор книги и сценарист фильма про ключевую фигуру хип-хопа восточного побережья Notorious B.I.G., и это заметно – портрет «короля Нью-Йорка» висит в кабинете Щитомордника, а сам антагонист мечтает стать таким же, как Бигги Смолз. Также в сериале есть немало камео известных фанк, соул и хип-хоп исполнителей, которые выступают в его клубе – от Рафаэля Саадика до Фэйт Эванс, вдовы покойного Ноториуса. А в одной из последних серий Люк Кейдж и вовсе спасает от грабителей самого Метод Мэна, участника легендарной группы Wu-Tang Clan, который потом идёт на радио Sway Wake Up Show, где читает рэп про «освободителя Гарлема».
Саундтрек к фильму писали участник культового коллектива A Tribe Called Quest Али Шахидом Мухаммедом, ответственный за музыку группы, а также соул-исполнитель Эдриан Янг, который создал звук для одного из лучших сольных альбомов Ghostface Killah, ещё одного ключевого участника Wu-Fam. К слову, трэки «ву-тэнг килла бис» врубаются здесь в особенно рьяные моменты (например, в какой-то момент Люк Кейдж идёт крушить черепа злодеев под «Bring Da Ruckus»). Короче говоря, музыка в этом сериале является неотъемлемой его частью, без неё он потерял бы значительную часть своего обаяния. Если вы вдруг фанат хип-хопа, то у вас уже должны капать слюни на пол – и никаких вам Rick Ross или всё того же A$AP Rocky, только классика!
Итого мы имеем весьма нетипичный для привыкших к «развлекаловке» любителей сериалов Marvel продукт. Он нетороплив, как звук DJ Premier, слегка неуклюж, как любой альбом Run DMC, при этом умён, как музыка Талиба Квали или Ясина Бея. А если учесть, что фоном в нём проходит джентрификация бедных районов Гарлема и затрагиваются проблемы негритянского населения, то мы видим ещё и социальное высказывание, не то чтобы очень глубокое, но имеющее место быть. В свете происходящих событий в Оклахоме, Луизиане и Милуоки, можно расценивать его появление, как некоторое следствие политической конъюнктуры – но зачем? Он и так достаточно хорош, чтобы смотреть его без оглядки на какие-либо высказывания.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!