Землетрясение — Толчки смысла

Спитакское землетрясение – возможно, самое трагичное событие в истории Армении со времён армянского геноцида. Страшное сейсмическое природное явление буквально за несколько минут превратило в руины сорок процентов страны и стёрло с лица земли населённый город Спитак, а также принесло непоправимые разрушения всей северной части страны, унеся жизни более 150 тысяч человек и почти полмиллиона оставив без крова. 10 декабря официально признано днём траура в Армении. И вот, почти за год до 30-летия со дня трагедии в прокат выходит новый фильм самого спорного режиссёра на территории стран СНГ Сарика Андреасяна, посвящённый Спитакскому землетрясению. Посрамил ли он своё имя этим фильмом в глазах своих соотечественников-армян? К счастью для него, нет. Но и русскому зрителю есть на что посмотреть, хотя, конечно, картине далеко до идеала.

bez-nazvaniya-2

Сюжет начинается с того, как за много лет до трагичных событий в тоннеле сталкиваются две машины. В ходе аварии погибает вся семья одного из главных героев – Роберта, которого спасает виновник аварии, Константин, что, впрочем, не спасает последнего от тюрьмы. В роковой день, 7 декабря 1988 года, судьбы этих двух людей сталкиваются на руинах разрушенного землетрясением Ленинакана – Костантин приехал домой к своей семье после отсидки, а Роберт, прознав об этом, как раз надеялся взглянуть в глаза человека, погубившего его семью. Но узнают они друг друга не сразу, да и не до того – под завалами находится огромное количество людей, которые ждут помощи, и герои по иронии судьбы оказываются в одной спасательной команде, разыскивая своих родных и других уцелевших.

bez-nazvaniya-4

Сыпать соль на рану при помощи плохого фильма – очень опасная затея: когда снимаешь для своих и о наболевшем, крайне важно не допустить роковой промашки, которая поставит крест на уважении к тебе до конца жизни. Видимо, понимая это, Андреасян постарался, и это хорошо заметно: сделан фильм действительно неплохо. В первую очередь, очень хорошо проработаны декорации. Здесь как раз можно поспорить с правотой поговорки «разрушать – не строить», руины не могут быть просто набором строительного мусора, бесцельно разбросанного по съёмочному павильону. Антураж разрушенной землетрясением Армении очень достоверен: глядя на любой кадр фильма, легко оценить масштаб трагедии. Обвалившиеся здания, строительный мусор, из-под которого доносятся крики попавших в передрягу людей, пыль, копоть, кровь на лицах выживших. Также поработали над компьютерной графикой, и во время самого землетрясения на экране царит очень убедительный армагеддон, который, самое важное, ещё и лишён ненужного гламурного лоска.

maxresdefault-1

Также очень хороши актёры. Не в последнюю очередь это заслуга Константина Лавроненко (на секундочку, единственного в России обладателя главной награды Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль). Взрослый и умудрённый жизненный опытом человек, в одном только взгляде которого можно прочесть весь ужас, который переживают свидетели природного катаклизма, поделившего историю на «до» и «после». Поначалу он очень сильно отталкивает своей холодностью и какой-то отстранённостью, но когда трагедия действительно затрагивает его лично, видно насколько все было «правильно» в его герое. Также на «отлично» справляется со своей ролью молодого и амбициозного идеалиста Виктор Степанян, практически дебютирующий на большом экране, в компании с Лавроненко они создают дуэт людей из разных поколений и разных нравов, которые оказались в одной связке и вынуждены работать вместе, несмотря на определённую неприязнь.

216210

Кроме двух главных героев, присутствует несколько побочных линий других персонажей. Они формируют полотно сюжета, состоящего из историй множества людей, частные судьбы которых сталкиваются на фоне общей трагедии. И здесь начинаются главные проблемы – характеры побочных героев прописаны несколько сумбурно, а некоторые истории подаются довольно хаотично. События фильма слабо связаны между собой и порой словно разбиваются на отдельные новеллы, зачем-то перемешанные между собой и скреплённые слабо обоснованными сюжетными «мостиками». А временами сценаристы фильма просто бросают героев на произвол судьбы едва ли не на полфильма, лишь спустя долгое время, будто спохватившись, проговаривая новые подробности их злоключений. Да и по совести, судьбы этих людей волнуют зрителя в зале мало. Они стереотипны и за их трагедиями не видно души и того самого человеческого превозмогания. Причём, если углубляться в процесс подготовки к съемкам, становится ясно, что как раз самые интересные сюжеты остались за кадром, как остались за кадром и так называемые «грузины», пришедшие на помощь самыми первыми на помощь своим соседям. Кино, увы, не страничка в Википедии, и здесь нельзя создать эффект объединяющего человеческого пафоса, если ты не показал это прямо на экране. А у Сарика то все плохо, никто не придёт на помощь, мы здесь одни, то вот военные палатки, вот французский легион, вот люди с хлебом и кирками. Итог – иногда внимание просто рассеивается. Тут есть трагедия, есть история двух «товарищей поневоле», есть целый мир за кадром, который всячески старается помочь жителям Армении, но целостность общей картины хромает.

zemletryasenie_2016-29

Но, как ни странно, несмотря на всё это, в «Землетрясении» чувствуется то, что должно быть в этом фильме – рассказ о национальной трагедии, которая заставила сплотиться мир ради спасения одной страны и её жителей. Фильм, конечно, активно старается «выбить слезу» из зрителя — драматичной музыкой, страшными картинами разрушений и переживаниями персонажей. И в финальных титрах, когда лица персонажей сопоставляют с фотографиями реальных людей, переживших землетрясение, не получается сказать, что это плохой фильм. Но для человека, снявшего когда-то «Беременного», «Мафию» и «Карлосона» не могло быть иначе. Главный вопрос, волнующий зрителя на титрах — это какой же на самом деле Сарик настоящий: предприимчивый делец дешёвой трэш-продукции или же творец, которому не чуждо что-то человеческое? И если «Землетрясение» заставляет думать о втором, то вот ближайшие премьеры от армянского постановщика склоняют все же к первому.

60


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!