мама! — Пощёчина всем нам

Безымянные супруги живут в особняке посреди леса. Он — поэт, находящийся в затяжном творческом кризисе, она — домохозяйка, обустраивающая их совместное жилище. Размеренную жизнь нарушают незваные гости. Перешагнув порог, они отказываются покидать дом.Это всё, что нужно знать о сюжете фильма «мама!» перед просмотром. Такая секретность обусловлена желанием Даррена Аронофски погрузить зрителя в абсолютное неведение по поводу своей новой картины. Поэтому съёмки происходили в строжайшем секрете, а трейлеры демонстрировали капустник из несвязных кадров. Перфоманс удался. Вплоть до премьеры, которая прошла в рамках Венецианского кинофестиваля, никто не мог назвать даже жанра картины.

Даррен Аронофски не в первый раз эпатирует Венецию. Его «Фонтан» был освистан, но это не помешало получить картине номинацию на «Золотого льва». Спустя два года, в 2008-м, следующий фильм режиссёра «Рестлер» забрал главную награду, а в 2010-м «Чёрный лебедь» открывал фестиваль. Поэтому «мама!» была самой ожидаемой конкурсной картиной. Показ ознаменовался скандалом: одни фильм освистали, другие аплодировали. В первых рецензиях работу Аронофски сравнивали как с плевком в лицо, так и с необходимой кинематографу встряской. The Verge назвал «маму!» самым ненавистным фильмом года. Невозможно не согласиться. Но этот титул не отменяет того факта, что картина вышла потрясающей.Первая половина фильма смотрится с неподдельным интересом. Информационный вакуум позволяет режиссёру намёками, постепенно раскрывать свой замысел. Аронофски мастерски играет со зрителем, ударяясь в хоррор, драму и трагикомедию. Постановщик явно вдохновлялся «Ребёнком Розмари» Полански, «Зеркалом» Тарковского и «Сиянием» Кубрика. Но чем ближе развязка, тем жёстче диалог автора со зрителем, длинные планы сменяет почти клиповый монтаж, а сюжетные повороты кромсают плавное повествование. Заключительная треть фильма выявляет главный источник вдохновения «мамы!» — «Антихрист» Ларса фон Триера.

Оба фильма о взаимозависимости полов, о граничащем с любовным экстазом садизме, о мерзости человеческого естества. Единственное кардинальное отличие картин состоит в том, что амбиции Аронофски простираются куда дальше, чем у Триера. Поэтому в тех моментах, когда датский постановщик упивается физическими страданиями персонажей, зацикливается на роли женщины в современном мире, «мама!» экранизирует выдержки из Библии и задаёт ряд вечных вопросов: от истиной ценности искусства до судьбы всего человечества. Насилие в фильме есть, и много, но оно не возведено в абсолют.

Аронофски не провокатор, а визионер, поэтому самые отвратительные вещи на экране выглядят отчасти эстетично. Каждая вещь, мелькающая на экране, в сочетании с другими, создаёт композицию, а маниакальная тяга постановщика к деталям действует по принципу ружья Чехова — в финале оглушительно стреляет.Советовать «маму!» к просмотру бессмысленно. Реакция на такое неуютное, наглое и жестокое кино вряд ли может быть позитивной. Аронофски дал зрителю пощёчину, и только от него теперь зависит, встрепенется и задумается или же бездумно полезет давать сдачи.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!