Трудно быть Pixar. В то время как другим студиям достаточно снять просто хороший мультфильм (и то не все справляются), от тебя всегда ждут чего-то особенного. Кто ещё покажет историю взросления не снаружи, а изнутри? У кого хватит духу спрессовать историю жизни в 10 минут и поставить в самое начало детского мультика про домик на шариках? Или снять немые полчаса в антураже обезлюдевшей Земли, да не с забавными зверушками, а одиноким роботом-мусорщиком? Или вот «Рататуй», почти каноническая история о мечте. В финале канон ломали, показывая, что герой может добиться ровно того, чего хотел, не получив полцарства впридачу, и всё равно будет счастлив.
По трейлерам и завязке «Тайна Коко» выглядит очередной историей о мечте. Мигель обожает играть на гитаре, но родился, возможно, в единственной мексиканской семье, где музыку ненавидят. Мальчишку это не останавливает: он тайком подбирает ноты песен своего кумира — знаменитого певца Эрнесто де ла Круса. В День мёртвых Мигель догадывается, что де ла Крус может быть его прапрадедом, а чуть позже случайно попадает в загробный мир.
Дальнейшее сходу угадает любой, кто знаком хотя бы с парой сюжетов такого толка: мальчик наперекор всем препятствиям встретится с давно умершим родственником, услышит мотивационную речь о том, что надо следовать зову сердца, вернётся домой и убедит семью разрешить ему заняться музыкой. Возможное развитие истории настолько явно прослеживается по первым минутам, что сомневаешься, точно ли это Pixar, а не студия калибром пониже, и ищешь подвох в каждой детали.
Так вот, нам врали в трейлерах.
Мультфильм не только и не столько о мечте. Трейлеры скрывают огромный пласт идей, которые дают о себе знать во второй половине. Тогда-то и начинается старый-добрый Pixar, виртуозно лавирующий между смехом и слезами. Давным-давно «Вверх» огорошивал вступлением о том, что люди умирают. «Тайна Коко» весь фильм ведёт к той же мысли, но предельно аккуратно, чтобы ни один ребёнок не ушёл с сеанса в глубокой депрессии. Однако даже это не спасёт от слёз на душещипательном финале.
Когда вышел «Зверополис», показалось, что Disney готова потеснить коллег на поле семейных мультфильмов с двойным дном. Нет, ещё нет, есть порох в пороховницах. Осечек, как с «Хорошим динозавром», Pixar пока не допускает. Предсказуемость сюжета — гитары, развешанные по стенам, гарантированно сыграют — «Тайна Коко» компенсирует плотным потоком шуток и событий. И, конечно, мультфильм фантастически красив, особенно в мире мёртвых. Кстати, развлечение после выхода блюреев — сколько черепов, спрятанных в фонах, сможете обнаружить?
Детализация быта, что живых, что мёртвых на уровне того же «Зверополиса», когда на первом просмотре в глаза бросается лишь самое очевидное, а уже потом более мелкие детали. С одной стороны, мультфильм обращается к без того популярному мексиканскому празднику, с другой, только им он не ограничивается.
Краткая предыстория оформлена в виде бумажных узоров. Дворняга Данте не просто лысая дворняга, а одна из древнейших пород — шолоитцкуинтли. В песни вплетены мотивы, характерные для мексиканской музыки разных лет. Здесь по-доброму шутят про Фриду Кало и её страсть к автопортретам. В общем, время, прошедшее с появления первых идей в 2010 году, авторы провели не впустую.
Два сюжета: о мечте и о семье — смешиваются в «Тайне Коко». По отдельности каждый из них стандартен до дежавю, но вместе они порождают третий — о памяти. Pixar снова говорит с детьми о сложном и обращает избитый антураж Дня мёртвых себе на пользу.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!