За окном удивительная эпоха. За долгие годы бессчетных попыток, стараний и поражений, люди сумели подняться в воздух, покорить космос, пересечь океан, построить свое царство на Земле. Одного не смогли — создать что-то, способное заменить человека. Нечто, которое могло бы в полной мере стать собеседником, другом, а может быть даже возлюбленным. А Спайк Джонс рассказал про это историю. «Она» — фильм о том, какой могла бы стать жизнь, если бы у нас получилось.
Недалекое будущее. В кадре — Теодор Твомбли — обычный мужчина средних лет. Единственная любовь его жизни, жена, давно ушла от него и требует развода, а бедняга замкнулся в себе и уже год не может решиться поставить подпись на документе. На хлеб с маслом он зарабатывает весьма необычным способом: пишет письма на заказ. От дочери к отцу, от матери сыну, от мужчины к женщине, по случаю праздника или без повода — все они искрят теплыми словами, пожеланиями и откровениями, в то время как жизнь Теодора наполнена пустым времяпровождением в интернете, сомнениями и одиночеством. Приобретенная техническая новинка, компьютерная система с интеллектом на уровне человеческого, меняет его жизнь. «Саманта», как она себя назвала, способна быть приятным собеседником, развиваться и, кажется, не лишена эмпатии. Измученный холодной постелью и тишиной по вечерам, мужчина находит в ней утешение, видит доброго друга, а затем и проникается более нежными чувствами, сродни любовной привязанности.
Хоакин Феникс воплотил на экране слегка застенчивого, доброго и отзывчивого мистера Твомбли, которому достаточно самую малость улыбнуться, чтобы расположить к себе зрителя. Он как старый друг, приветлив, искренен и чистосердечен. Временами кажется, будто более положительного персонажа вовсе не бывает, однако не стоит заблуждаться на его счет. Ничего человеческое ему не чуждо, а значит ему также бывает больно и обидно, грустно и весело, в конце концов — одиноко. Именно эта часть человеческой натуры, возможность испытывать чувства, переживать эмоциональные взлеты и падения, более всего интересует Саманту, которая вкрадчивым голосом Скарлетт Йоханссон пытается прийти к пониманию душевных переживаний, свойственных людям. Теодор предпочитает доверять ей, хотя когда-то мог открыться женщине, любившей его (ее замечательно сыграла Руни Мара). Более того, за дверью напротив близкая подруга Теодора, Эми, переживает ровно ту же историю — муж ее бросил, а утешение она нашла в собеседнике с другой стороны экрана. В исполнении Эми Адамс на эту девушку хочется смотреть снова и снова. В ней ни грамма фальши, только тепло и уют. Вместо того, чтобы вместе пережить сложный период в жизни, каждый заперся в своей собственной клетке. «Что не так с этим миром?» — спросите вы и будете правы.
Некоторым зрителям наверняка покажется странной идея Спайка Джонса соединить в любовные отношения две абсолютно разные сущности, человека и машину, пусть даже последняя обладает разумом, не уступающим людскому. Здесь стоит сделать маленькое допущение, попробовать довериться режиссеру и прислушаться к тому, что говорят Теодор и Саманта. Диалоги — самое настоящее золото и если взглянуть повнимательнее, то становится ясно, что выбранная Джонсом позиция это всего лишь способ сказать нечто более важное. Искусно поставленная ширма, с обратной стороны которой и скрывается суть.
«Она» — настоящая жемчужина среди сюжетов, где все происходящее есть одна сплошная метафора об отношениях мужчины и женщины. Фильм, без сомнения, душевный, немного странный, бесконечно трогательный и местами забавный, и, кажется, напоминает о главном — любить и понимать другого человека это большой труд, а иногда, самое настоящее испытание. И как бы мы не старались взять последний рубеж, сотворить нечто, что заменило бы тепло объятий близких, истина остается прежней — человеку нужен человек.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!