Warhammer 40 000 — одна из самых продуманных и богатых на лор выдуманных вселенных, которой отчаянно не везет в последние годы с играми, но это в какой-то мере компенсируется книгами. При таком количестве издаваемых романов, повестей и рассказов по «сорокотысячнику», находится место и болтерпорно — литературным бимуви про космодесант и превозмогания — и более сложным произведениям, в которых сюжет не сводится к бодрящему, но все же слегка однообразному, вырезанию сотен и тысяч противников. Ко второй группе и принадлежит сборник «Арбитр» Мэтью Фаррера, выпущенный на русском языке издательством «Фантастика Книжный Клуб».
В книгу вошли три романа: «Перекрёстный огонь», «Наследие» и «Слепцы», рассказывающих историю Ширы Кальпурнии, новоиспеченной арбитр-сеньорис (один из высших чинов в иерархии Адептус Арбитрес), прибывшей на Гидрафур для дальнейшей службы на благо Империума.
В отличие от большинства произведений по Вархаммеру, Мэтью Фаррер не обращается к привычной военной составляющей «сорокатысячника» и рассказывает о «мирной» (именно в кавычках, так как вечная война и вселенная Warhammer 40 000 неразделимы) жизни вселенной. На этот раз в книгах не нашлось места космодесантникам, демонам Хаоса или имперской гвардии, зато полно политических дрязг, интриг и тайн, которыми буквально пронизаны государственные институты Империума.
Фактически, перед нами три детективных истории о Шире Кальпурнии, в которых через призму расследования преступлений мы узнаем об устройстве государственной церкви, вникаем в традиции космической вольной торговли и открываем для себя внутреннюю кухню имперских псайкеров. При этом, чем глубже мы погружаемся в детали, тем больше сталкиваемся с мраком, буквально пронизывающим весь Warhammer 40 000. Клирики готовы устроить локальный военный конфликт, лишь бы добыть для местной епархии драгоценную реликвию, дворяне и простые люди готовы шагать по трупам, ради удовлетворения своих амбиций, и даже арбитры, слуги закона, больше похожи на карикатурных Судей из комиксов про Дредда, готовых карать направо и налево, ничуть не заботясь о человеческих жизнях. А это мы еще не посчитали Инквизицию, без которой не обошлось и в этом цикле (хотя, чтобы лучше понять эту организацию, стоит прочесть циклы про Эйзенхорна и Рейвенора от Дэна Абнетта).
Сами по себе, центральные сюжетные линии всех трёх романов довольно просты, причем если «Перекрёстный огонь» можно действительно считать детективом, то «Наследие» и «Слепцы» уже больше похожи на мрачные приключенческие истории, в которых исход легко просчитывается уже после первой трети. Но, эту простоту не стоит записывать в минусы. Она позволяет Мэтью Фарреру лучше сосредотачиваться на подробном описании мира, благодаря чему иногда ловишь себя на мысли о том, что разбираться в его хитросплетениях не менее интересно, чем следить за приключениями Ширы.
Однако, в таком подходе есть и свои недостатки. Из-за стремления автора как можно детальней описать принципы работы очередного государственного института, страдает темп повествования, и история замедляется. Поэтому поклонникам болтерных перестрелок и сражений на цепных мечах стоит пропустить этого автора и перейти к более бодрым и динамичным историям, благо «сорокатысячник» никогда не жаловался на недостаток подобных произведений. А вот любители лора будут явно в восторге, учитывая, сколько информации о малоизвестных аспектах вселенной даёт Фаррер.
В итоге, «Арбитр» Мэтью Фаррера — удачный сборник не самых стандартных для этой вселенной историй, позволяющий поглубже взглянуть на мирную сторону жизни Империума, к описанию которой другие авторы практически не обращаются.
Котонавты благодарят издательство «Фантастика Книжный Клуб» за предоставленную на обзор книгу.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!