Le vent se lève! . . . il faut tenter de vivre!
Ветер крепчает!.. Значит — жить сначала!
(«Кладбище у моря»)
“Ветер крепчает” — последняя режиссерская работа Хаяо Миядзаки, человека, чей вклад в историю мультипликации поистине неоценим. “Ветер” — квинтэссенция его творчества, шедевр, к которому мэтр анимации шел на протяжении более чем тридцати лет.
В основу сюжета легла одноименная манга, повествующая о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси. Это история о человеке, создавшем один из самых известных истребителей Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero и о том, чем пришлось пожертвовать ради достижения мечты всей его жизни.
«Ветер» постоянно балансирует на грани сказки и реальности — в своих снах Дзиро встречается с итальянским конструктором Джованни Капрони, черпает вдохновение из причудливых самолетов, на борту которых лишь радостные пассажиры, а не пулеметы и бомбы. И каждый раз он возвращается в суровую действительность, где Япония отстала от остального мира лет на двадцать. Детали самолетов доставляют на испытательный аэродром в повозке, запряженной быками, в то время как фашистская Германия уже вовсю тестирует гигантские бомбардировщики. Банки разоряются, бюджет уходит на военные нужды, пока на улицах ошиваются голодные дети, война только ослабляет страну — Миядзаки не боится в открытую говорить о проблемах Японии того времени. Но Дзиро не обращает внимания на такие вещи, он полностью увлечен работой в конструкторском бюро, и уже через пять лет молодой гений из новичка превращается в настоящего профессионала, готового проводить научные семинары и внедрять в производство совершенно новые технологии.
Тонкой красной нитью через весь фильм проходит пронзительная история любви. Волею судьбы Наоко, девушка, которую Дзиро спас в юности во время землетрясения, через несколько лет встречает его в горном пансионате. И Миядзаки, как никто другой, раскрывает чувства героев. Когда Дзиро узнает о смертельной болезни Наоко, он не отказывается от любви, наоборот, он готов жить с Наоко до конца своих дней. Но другая часть его души не позволяет герою остаться с возлюбленной — Дзиро должен закончить проект всей своей жизни, самолет, который, возможно, принесет победу в войне Японии. Таким образом, герой, фактически, разрывается между работой и умирающей Наоко. Эгоизм, чувство долга, неизбежная тяга к мечте, которая с каждым днем становится на шаг ближе? До конца не ясно, что движет Дзиро. В итоге фантазии так или иначе рушатся о реальность — самолеты, которыми грезил Хорикоси, отправляются бомбить Перл-Харбор, а Наоко умирает. Дзиро достигает своей мечты, меняет мир, но какой ценой? Такова судьба гения.
В плане картинки и музыки “Ветер” безупречен. Каждый кадр прорисован вручную: колышущаяся трава, тлеющие сигареты, гайки на фюзеляже самолета. Студия Ghibli как всегда уделяет огромное внимание деталям. Главный символ фильма, поднимающийся ветер, поражает — анимация и звук вместе создают ощущение, будто бы в кинозале и вправду начинается буря. А свадьба Дзиро и Наоко — одна из самых красивых и трогательных сцен за последние годы. От “Ветра” не оторвать глаз, два с лишним часа пролетают совершенно незаметно. Стоит ли говорить о потрясающем саундтреке? Дзё Хисаиси вновь демонстрирует высший пилотаж в создании музыки.
Миядзаки берет курс на более реалистичный, более драматический жанр. Несмотря на это, в фильме есть и сказочные элементы — вспоминаются “Порко Россо”, “Ходячий замок” и другие не менее выдающиеся картины. Но “Ветер” — самая важная, если не лучшая работа режиссера. Маэстро уходит (но обещал вернуться), оставляя нам наследие в виде самых красивых, добрых и пронзительных мультфильмов. Финальная сцена “Ветра” заканчивается одним единственным словом, которое главный герой произносит дрожащим, но счастливым голосом — “Спасибо”. Спасибо, Хаяо.
Антон Датий
Все мультфильмы Миядзаки и студии Ghibli в целом обладают необычной особенностью — тонкой гранью между реальностью и фантазией, которая постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Что это значит? “Унесенные Призраками”, “Ходячий Замок Хоула” или “Принцесса Мононоке” содержат сверхреалистичные детали, которые заставляют поверить в происходящее на экране. А самые реалистичные мультфильмы (для которых даже был придуман суб-жанр slice of life) всегда пестрят совершенно фантастичными моментами, помогающими лучше понять внутренний мир, казалось бы, обычных персонажей. Так было в “Шепоте Сердца”, “На склонах Кокурико” и “Еще вчера”. Не стало исключением и новое произведение Хаяо Миядзаки — “Ветер крепчает”.
В почти биографичной истории Дзиро Хорикоси (создателя легендарного японского истребителя А6М Дзеро времен Второй Мировой Войны) всегда есть место для фантазии, которая опять-таки лучше помогает понять внутренний мир главного героя, каким его увидели создатели картины. Причем фантазия настолько тонко вплетена в повествование довольно трагичной истории, что не всегда понимаешь — очередной сон Дзиро перед зрителем или же это вполне реальный эпизод. Именно в этом контексте стоит подметить интересную задумку, которую реализовали саунд-дизайнеры.
Дело в том, что до середины мультфильма большая часть звукового оформления (звуки двигателей, ветер) передается с помощью издаваемых людьми звуков — оханья, аханья, шлепков по щекам, цоканья языком и так далее. Но уже к концу повествования их становится все меньше, как бы ознаменовывая все более стремительный и почти вынужденный уход Дзиро из мечты в реальный мир.
С самого начала близорукий мальчик в огромных очках видит искаженный линзами мир и мечтает строить самолеты. Собственно, больше его ничего и не волнует. Дзиро все время пребывает в мире мечты, проводником в котором выступает забавный образ итальянского конструктора — героя его детства. Он настолько увлечен фантазией об идеальном воздушном судне, что совершенно не обращает внимания на происходящее вокруг — война, политика, жизнь людей вокруг, любовь. Лишь единожды в юношестве он увидел что-то, кроме своих самолетов — милую девушку, которой он помог во время землетрясения в Токио. Даже спустя много лет, мимолетно встретив ее, он не сразу признал свою давнюю возлюбленную по имени Наоко. Но именно она в итоге становится для Дзиро неким якорем в реальном мире, который помог ему не только обрести себя, но и создать тот самый идеальный самолет.
Просмотр “Ветер Крепчает”, как и всех мультфильмов Ghibli, проходит на одном дыхании. Каждый кадр выверен, каждая деталь уникальна, а фирменный стиль Миядзаки, как обычно, ничего, кроме восторга, не вызывает. Поистине, эта картина — кульминация всего творческого пути Миядзаки-сан. Недаром он (в который раз, правда) заявил, что после выхода “Ветра” уйдет в отставку. К слову, уже успел опровергнуть. У него есть потрясающая способность — заставлять своими мультфильмами плакать даже самых черствых мужиков одновременно от умиления, восторга, переживания и печального спокойствия. Даже если вы не любите аниме, даже если вы скептически относитесь к Японии, но хотя бы на грамм ощущаете себя культурным человеком, вы просто обязаны сходить на “Ветер Крепчает” и пустить свою заслуженную слезу, посмеяться над милыми японскими шутками и в очередной раз погрузиться в мир фантазии Миядзаки.
Тимур Сейфельмлюков
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!