Илья Горюнов (Саша Петров) — обычный студент. Живет с мамой в Лобне, учится на филфаке МГУ и, как и многие, хочет веселиться со сверстниками в клубах. Но одна из таких тусовок становится для него роковой (а ведь мама говорила остаться дома!): облава, конфликт со стражем порядка, найденные в кармане запрещенные вещества, и как итог, семь лет колонии. Наркотики, конечно же, подкинули, но кому, что докажешь. Слава богу, это не морализаторская история в духе детки, слушайте маму и не ходите гулять, хотя каноническая фраза «мамы всегда всё чувствуют» здесь присутствует. Эта лента про другое. Выйдя на свободу и осознав, что потеряно абсолютно всё, Илья решает найти своего обидчика, Петра Хазина (Иван Янковский), чтобы «просто поговорить». В лучших традициях жанра «беседа» заканчивается плохо, а в руках Ильи, помимо кошелька, внезапно оказывается телефон его бывшего врага и вся жизнь.
Во времена, когда со смартфонами мы расстаёмся разве что во сне, они стали сосредоточением наших жизней. В них всё: от признаний в любви до рабочих контактов. От чужих нюдсов до видео и мемов, способных скомпрометировать нас самих. И попадая в руки других людей, они становятся занятным чтивом под названием «вся подноготная хозяина». Но в фильме зритель не только погружаемся с головой в тайную жизнь одного из блюстителей порядка, в очередной раз смакуя такие темы, как коррупцию, кумовство, беззаконие и повязанность друг на друге всех и вся. Мы исследуем тему поистине психологическую: совершенно инфернальное врастание героя в жизнь своего обидчика. А уже ставшая скандально известной откровенная сцена Асмус и Янковского (к слову, сыгранная ими бесподобно) становится его апогеем. Проживая, хоть и виртуально, жизнь Хазина, Горюнов словно бы проживает свою, так в итоге не сложившуюся и сломанную.
И хотя ругать Петрова за то, что он смотрит на нас со всех отечественных (а уже и не только) плакатов, стало обязательным условием программы, сделать это здесь не поворачивается язык. Петров воплотил на экране сильный образ надломленного человека, которому искренне сопереживаешь, и с которым за два часа экранного времени буквально срастаешься, как и сам Горюнов со своим обидчиком. В ключевой сцене столкновения героев правдоподобность и естественность поведения Петрова вкупе с реалистичной съемкой ручной камерой доводит напряжение до предельного уровня. Особый эффект оказывает и приправленный крепким русским словцом язык героев — в запиканной форме он становится истерично кричащим фоном, воздействующим на и без того натянутые нервы.
Без преувеличения работа Шипенко сильное и тяжелое произведение. Одна из тех картин, после которых на сердце словно камень, мешающий вздохнуть. Книга-первоисточник, написанная Дмитрием Глуховским, вышла в 2017, когда еще не случилось ни Устинова, ни Голунова, с именем которого так магически созвучно имя главного персонажа. Теперь же история приобрела новое, куда более острое звучание, став мрачной, вселяющей холод иллюстрацией современной России. Но цепляет и другое: «Текст» — это правдивая и, спасибо создателям, не однобокая история о сломанных судьбах. Жизнь разошлась по швам не только у главного героя, его антагонист и сам в какой-то степени заложник обстоятельств. В результате жизнь предстаёт перед нами тонкой и хрупкой материей: разрушить её может одно неправильное слово, а спасти одно вовремя отправленное сообщение.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!