Довод — Острый соус

Фильмы Кристофера Нолана всегда большое событие для киноиндустрии — от них выигрывают все: кинотеатры за счет притока аудитории, журналисты, пишущие не только дежурные рецензии, но и подробные разборы с теориями, а так же обычные зрители, которые получают хорошую возможность не просто посмотреть и забыть очередную картину, а еще обсудить то, что они увидели на экране. Однако в случае «Довода» перед британским постановщиком встал более серьезный вызов, ведь на его плечи легла обязанность наполнить кинозалы людьми после опустошающей пандемии, когда большое скопление человек в одном месте скорее источник страха, а не радости. И представляете, какой был бы шум, если изначальных смельчаков ждал в мультиплексах не новый шедевр, а просто фильм. Однако ничего из этого не произошло. Нолан остался все тем же парнем, который старается не размениваться на ленты-пустышки, как бы его ненавистникам не казалось обратное.

Обычно, когда у агента зарубежной разведки миссия заканчивается неудачно, это означает, что домой он возвращается в пластиковом мешке и с почетным караулом на кладбище. Но для главного героя провал эвакуации в Восточной Европе и проглоченная капсула с ядом стали подтверждением его преданности делу. Теперь перед ним стоит самая сложная задача – предотвращение вымирания человеческой расы, а на руках лишь загадочное слово «довод» и необычные пули, движущиеся в обратном направлении.

Дальнейшие подробные разговоры о сюжете «Tenet» будут скорее вредоносны, чем полезны. Хотя тот факт, что человек, который отчаянно не хочет себе что-нибудь заспойлерить, будет обходить любой текст о фильме за километр, не даёт автоматически любому автору карт-бланш, даже если проект ему не понравился. Наверняка, самоизоляция определённо образом повлияла на восприятие зрителей, но ключевой момент, безусловно, тот, что те, кто выберут именно Нолана для прорыва своей «кинотеатральной блокады», ни в коем случае не прогадают. Но зрелище это будет далеко не самое простое.

А ведь обычно проблемой британского поставщика была именно как раз излишняя простота, которую усложняли, по ощущениям, лишь для видимости. Но именно её было достаточно, чтобы завоевать сердца аудитории, а так же наплодить хейтеров. В «Доводе» же все пошло именно как раз в сторону увеличения роли схематизации, позволяя зрителю самостоятельно заполнять получившийся на экране конструкт, при условии, что он понимает местные правила игры со временем и его восприятием. Здесь как раз и возникают сложности, но именно такие, которые очень приятно преодолевать. Это забавно ещё и потому что в этот раз Нолан как будто отрицает все чувственное (никаких тебе «сил любви»), и оставляет только готовый каркас из научных терминов, громкого экшена и огромного количества перемотки. Естественно, адаптироваться к таким условиям получится далеко не у каждого, но кто сможет это сделать, в итоге сам и принесёт в царство холодного разума так необходимые ему чувства. Одно из которых будет, безусловно, как раз та самая любовь, но не к конкретному человеку (хотя Роберт Паттинсон снова безоговорочно завоюет сердца миллионов), а к кинематографу в целом, способному иногда на почти невозможные вещи.

«Довод» это по сути одна большая и невозможная вещь. Лента с персонажами-проекциями (у главного героя здесь даже нет имени), любящими очень много объяснять. Экшеном, который вне контекста выглядит страшно нелепо, но задевает за живое, когда ты понимаешь, что к чему (взять хоть ту же сцену из трейлера с переворачивающимся обратно на все четыре колеса автомобилем). Даже саундтрек здесь для большей аутентичности тоже пропустили через обратную перемотку. Все это вместе дает потрясающий эффект, который автоматом закрывает глаза на недостатки в виде того же русского злодея (Кеннет Брана второй раз в жизни играет опального олигарха), который вряд ли был бы так легко достижим при домашнем просмотре. Многие хвалят Нолана за то, что он сделал свой шпионский блокбастер вне контекста известных франшиз, но это лишь одна сторона медали. Главная удача здесь в том, что он, как будто зная, что весь мир и индустрия развлечений встанет на несколько месяцев на паузу, позвал нас из уютного дома в кино, где зритель лишен самого главного атрибута власти – а именно пульта управления. И с помощью всего одной кнопки сделал фильм года. Гений, иначе не скажешь.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!