Дорогие товарищи! — На Дону бога нет

В истории нашей страны много дат, которыми не принято гордиться, но события начала июня 1962 года в городе Новочеркасске определенно выигрывают в условном анти-топе трагедий, произошедших в СССР. Хоть чисто статистически это было далеко не самое кровавое или продолжительное происшествие, но с временной перспективы сейчас оно выглядит особенно страшно и знакомо. Для тех кто в танке, сообщаем, что тогда, в самом начале лета, в обычном городе в Ростовской области последствия экономической реформы руководства Политбюро ощущались очень тяжело. В результате чего народ, который не привык молчать (в основном работники заводов), начал стихийную забастовку, повлекшую за собой кровавые последствия.

Об этих ужасах страна узнала лишь только спустя почти 30 лет. Еще столько же потребовалось на создание полноценного художественного произведения, которое могло рассказать обо всем этом не только любителям документалистики и истории.

Вот только использовать в качестве условного голоса данной трагедии было решено человека, который относился именно больше к виновникам, чем жертвам. Тут, как и в любой непростой ситуации, героем или злодеем может оказаться кто угодно: и обычный солдат, и офицер КГБ, и патологоанатом, и сотрудник горкома. Именно последнего здесь и играет Юлия Высоцкая, которая по удивительному совпадению как раз сама родом из Новочеркасска. В фильме ей досталась роль человека, чьи жизненные ценности из-за обстоятельств подвергаются серьезной корректировке. Сначала она, естественно, яростно поддерживает линию партию, получая излишки продуктов, недоступных обычному населению, и осуждая любые проявления свободомыслия. Но первые же выстрелы и страх за жизнь собственной дочери довольно быстро сменит тональность её убеждений.

При этом важно понимать, что Кончаловский не позволяет себе какого-то злорадства над номенклатурой. Его больше интересует аутентичность эпохи (поэтому, кстати, кино, как и «Рай», снято черно-белым) и трагедия людей, безоговорочно верящих в идеалы коммунизма. Очевидно ведь, что те, кто заполонили улицы Новочеркасска и вышли на площадь с вопросом к своему начальству и руководству страны, не думали, что их инициатива будет кроваво подавлена, потому что их воспитали в условиях оттепели и с желанием стремится к лучшему в себе и окружающих. Только одни искали это «лучшее» в заводских цехах, а кто-то в городской администрации. В итоге их всех уравняла кровь и свинец, как сейчас объединяет полицейская дубинка и брошенный пластиковый стаканчик.

Поэтому особенно печально звучат в финале слова про то, что «мы можем можем быть лучше» из уст Людмилы. Вопреки тому, что спустя тридцать лет страна, чьи идеологию она так яростно защищала, прекратила свое существование, в диалоге между властью и народом ничего не изменилось. Государственная машина все так же спокойно применит механизмы подавления и перемелет любой запрос, ставящий под сомнение её легитимность. Только сделано это будет еще тише и тоньше, без торопливого заливания запекшейся крови свежим асфальтом и буквального танца на костях. Потому что боги забыли, увы, не только про Дон.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!