True Detective — Там, где живут чудовища

Когда канал FX три года назад захотел очень серьезно перезапустить жанр ужасов на ТВ, многие отнеслись к этому с изрядным скепсисом, потому что было трудно поверить, что на современном, хоть и кабельном канале, возможно создать произведение, способное и умеренно пугать, и заставлять с интересом следить за сюжетом. Однако итоговый результат превзошел все ожидания, American Horror Story стала культурным феноменом, у которого просто не было конкурентов. Ну, до этих самых пор.

Одной из ключевых особенностей AHS во многом стало то, что каждый сезон там – отдельно взятая история с четкой завязкой и мастерски разыгранным финалом. Актеры при этом уверенно кочуют из сезона в сезон, получая шанс воплотить на экране самые разные образы, почти никак не пересекающиеся с тем, что им приходилось играть до этого. И это был только вопрос времени, когда кто-нибудь решился бы взять формулу Райана Мерфи по воссозданию определенного жанра на телевидении, и перенести его на другую почву. И, слава Богу, что таким каналом стал HBO. Единственное, правда, отличие «True Detective» от AHS заключается в том, что завершенность каждой истории достигает полного абсолюта, т.е. никто из главных актеров каким-то волшебным образом в новом сезоне не окажется. Это, конечно, немного расстраивает, но подталкивает создателей выкладываться по полной и выжимать из имеющихся актеров буквально все соки.

Вообще, говоря по совести, жанр детектива в его современном телевизионном воплощении давно требовал какого-то свежего вливания. Большинство полицейских процедуалов вполне закономерно потеряли любые возможности для развития и отчаянно пытались выехать на остатках харизмы своих еще пока привлекательных героев. Первой ласточкой в какой-то степени запустившей перезагрузку жанра стал ремейк датского шоу «Убийство», где к вопросу расследования подошли самым тщательным образом. За очевидными плюсами, однако, тут же следовали и минусы. Как показала практика, мало кого, по сути, очень сильно интересуют переживания внутри семьи жертвы, особенно если раскрытие преступления занимает не один, а два сезона. Поэтому «Настоящий детектив» должен был быть стать очень серьезной работой над ошибками, а точнее возведением уже существующего абсолюта в еще более превосходную степень. И к чести Нико Пиццолатто (сценариста нескольких эпизодов того самого «Убийства», между прочим) со своей задачей он справились на твердую пятерку.

Наверное, именно поэтому по началу TD больше похож на The Wire, чем на The Killing. Разве что никто не позволяет нам взглянуть на мир безумных сельских реднеков таким образом, чтобы возникла хотя бы какая-то доля сочувствия к этим людям. Попытки же заставить немного порадоваться маленьким радостям жизни обычных персонажей всегда неизбежно разбиваются либо о человеческие пороки и глупость, либо о циничный нигилизм героя МакКонахи, не верящего не только в бога, но даже и в существования смысла жизни. Последний, кстати, несмотря на недавно полученный Оскар,  играет лучшую роль в карьере. То есть, грубо говоря, если до этого вы видели с ним лишь пару романтических комедий да «Далласский клуб покупателей», то для вас Мэттью раскрылся где-то процентов на 20. И за остальными 80 добро пожаловать в шоу от HBO.

Стоит также заметить, что мир True Detective вопреки всему выше сказанному совсем не то место, которое можно так уж легко забыть. Декорации здесь подчас такое же важное действующее лицо, как и два ведущих персонажа. Без живописных ландшафтов юга Луизианы, которые пугают и чаруют одновременно, у сериала пропало бы где-то половина его колорита. Конечно, хорошей картинкой на ТВ сейчас мало кого удивишь, но у данного шоу ей явно занимались люди, которые, образно говоря, на мастерской постановке съели не просто одну собаку, а сожрали целую стаю породистых борзых. Благодарить за это, конечно, надо товарища Кэри Фукунага, поставившего все 8 эпизодов. Редко можно встретить такую преемственность в ТВ-сериале, но в случае с TD это себя полностью оправдывает, особенно когда в конце 4-го эпизода внезапно начинается шестиминутка Куарона, и ты внезапно понимаешь, насколько великолепное шоу ты смотришь.

Так о чем же все же True Detective, если отбросить в сторону невероятно качественные художественные элементы? К вашему, может быть, большому удивлению — это сериал о борьбе. Борьбе двух стихий, живущих в каждом из нас. Одни называют их добром и злом, а кто-то тьмой и светом. Но не стоит здесь саркастически улыбаться и обвинять автора в излишнем пафосе. Как уже было сказано не раз — «Настоящий детектив» не просто какой-то там сериал, куда позвали известных актеров, а канал выделил под это дело солидный бюджет. Это шоу высшей формы, которые в итоге только и могло, что прийти от «знакомых» серийных убийц, негритянских культов и прогнившей власти к материи несколько иного рода, чем стандартное «плохие парни за решеткой, хорошие на первой полосе газет с черной рамкой или без». Пиццолатто на самом деле не имел права опускаться до таких банальных уровней человеческого сострадания, когда становится понятно, что систему не изменить, и ты в ней всего лишь винтик. Нет, он ломает своих героев на более глубоком уровне – духовном, и поэтому выигрывает. Видеть, как человек, до этого относившийся ко всему с неизменной степенью презрения, вдруг плачет как ребенок, глядя на звезды, невыносимо трогательное и приятное чувство. Ибо вопреки обилию тьмы вокруг, свет все же побеждает.

Вышак.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!