Райтовщина #1: Пригоршня пальцев

«Кинодиссея» возвращается после продолжительного молчания! Возможно, оно затянулось от того, что мы вместе с Кристофером Ноланом и Люком Бессоном слегка офигели от того, что их богатой фильмографии, включающей трилогию о Тёмном Рыцаре и «Пятый элемент», предпочли 6 полнометражных работ одиозного и наглого англичанина. #Райтовщина какая-то получается! Что ж, тогда начнём мы с самого первого и, вне всяких сомнений, странного фильма Эдгара Райта – пародийного вестерна «Пригоршня пальцев».

Так выглядел Эдгар Райт в 1995 году, когда снимал «Пригоршню пальцев»

Вдаваться в перипетии сюжета этой странной сюрреалистичной работы – дело заведомо проигрышное. По факту, история крутится-вертится вокруг таинственного ковбоя Безымянного (его так и зовут – No-Name), у которого украл лошадь не менее таинственный злодей по кличке Косой. Для того, чтобы вернуть свой парнокопытный транспорт, молчаливый главный герой отправляется через всё графство Сомерсет, где становится участником многочисленных событий, причём одно абсурднее другого.

Вот в этом абсурде, который здесь используется как художественный приём, и скрыты что главный подвох, что главное достоинство этого фильма – в зависимости от того, с какой точки зрения вы будете его смотреть. Перед нами, конечно, в первую очередь пародия – не комедия, заметьте, а именно пародия. И главное отличие заключается в том, что если вы недостаточно хорошо знакомы с основными источниками вдохновения, всё происходящее на экране может показаться откровенной глупостью, или даже натуральным дилетантизмом.

Винтажный VHS ждёт вас!

Проблема усугубляется ещё и тем, что найти фильм сейчас можно разве что на просторах всемогущего интернета, и придётся мириться с двумя проблемами, которые становятся роковыми для восприятия. Первая – это отсутствие адекватного перевода, которое в другом случае могло бы компенсироваться знанием языка. Но, увы, фильм можно посмотреть лишь только в совершенно отвратительном качестве, которое убивает напрочь всё удовольствие от просмотра – вместо вникания в сюжет приходится вслушиваться в реплики, напрягая слух. И не только слух – зрение тоже будет испытывать невыносимые страдания от картинки, снятой на допотопную видеокамеру, ещё и разрываемой на части пикселями размером с кафельную плитку.

Но если вдруг вы являетесь прожжённым фанатом классических вестернов, который сможет разглядеть все культурные аллюзии, которые Райт засунул в свой фильм, то вполне может быть, что в этом зернистом зрелище обнаружится ворох креативных идей. Например, главный герой, конечно же, является собирательным образом из, кажется, вообще всех образов, сыгранных Клинтом Иствудом, и доведённых до гротеска. Больше всего, конечно, досталось его персонажу из «Непрощённого» и «долларовой трилогии» Серджио Леоне: Безымянный корчится, пыжится и вместо того того, чтобы многозначительно молчать, болтает без умолку, временами доводя до бешенства (или до неистового смеха). А злодей Косой – это образ персонажа Ли Ван Клифа из «За пригоршню долларов» (даже его первое появление состоится возле бара), помноженный на маньяка из «Грязного Гарри» (тоже в некотором роде вестерна).

Но для того, чтобы в полной мере оценить всю работу дебютанта, понадобится недюжинная любовь к кино (чтобы продраться через ужасное качество), отличное знание американской кинематографии и огромный интерес к Эдгару Райту.

В дальнейшем именно из этого фильма разовьются характерные черты стиля режиссёра: китч, вождение зрителя за нос, нарочитая «искусственность» сюжетов, склонность к слому всех жанровых стандартов. Но вопрос, смотреть ли «Пригоршню пальцев», остаётся открытым: это не столько кино, сколько стартовая площадка, форма во имя фана, детское заигрывание с кино оголтелого синефила, выросшего на культовых жанровых картинах.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!