Разбирая Терминатора — Часть II. Обещал и вернулся

Часть I. Сон, мечта и явь

Снова в деле

Съемки первого фильма оказались довольно утомительными для Джеймса Кэмерона, и тот взял своеобразный творческий отпуск, переключившись на создание таких картин, как «Чужие» и «Бездна». Продумывать киновселенные на пятилетку вперед тогда было еще не настолько модно, как сейчас, прав на руках у творца не было, а с компанией-владелицей отношения были напряженные. Создание сиквела могло затянуться и еще больше, но тут в дело включился деятельный Шварценеггер и, конечно, у бумажной волокиты не было и шанса. Права отошли к новому владельцу — молодой студии Carolco, которая была готова дать зеленый свет проекту. Получив подходящие условия, Кэмерон наконец приступил к работе.

Несмотря на минувшие семь лет, получилось собрать много ценных кадров из команды создателей оригинального фильма. К своим обязанностям, в числе прочих, вернулись сам исполнитель роли Т-800; Линда Хэмилтон; «воскрешенный» ради небольшого эпизода видений Сары Коннор Майкл Бин (сцена с ним не вошла в официальный релиз); а также оператор Адам Гринберг (которому наконец дали операторскую тележку), мастер спецэффектов Стен Уинстон (которому наконец дали нормальный бюджет) и композитор Брэд Фидель.

773708terminator2cast

Сценарий сиквела, написанный вновь при участии Уишера, держался в строгой тайне. Члены съемочной группы могли ознакомиться с ним, только дав подписку о неразглашении. Изначально было не ясно, как поступят с персонажем Шварценеггера: мало того, что актер отказывался играть злодея, так и еще будто нарочно Арни начал сниматься в комедиях, окончательно разрушая трепет зрителя перед своим грозным австрийским ликом. Грешным делом Кэмерон даже подумывал позвать на роль антагониста Майкла Бина (могла же Скайнет и его внешность позаимствовать?), но это выглядело бы явным перебором на фоне положительного T-800. В итоге злодеем стал придуманный еще во времена работы над первым фильмом жидкокристаллический T-1000 в исполнении Роберта Патрика, а Шварценеггер сыграл перепрограммированного «хорошего» терминатора.

Когда желания соответствуют возможностям

Ко времени съемок картины «Терминатор 2: Судный день» Кэмерон был уже известным и уважаемым режиссером. Так как его новый проект мог оказаться настоящей золотоносной жилой, начальство выдало творцу целых 102 миллиона долларов, что по тем временам делало фильм самым дорогим в истории Голливуда. Конечно, существовала опасность того, что во второй раз в ту же воду войти не удастся, да и аудитория за прошедшее время могла позабыть о роботе-убийце. Однако энтузиазм, с которым режиссер взялся за дело, вселил в команду сиквела оптимизм. В конце концов, в успех первого «Терминатора» тоже многие изначально не верили!

Terminator_29Возвращение к традициям картины 1984 года, конечно, началось с того, что Джеймс вновь очень серьезно взялся за режиссерские вожжи. Он тщательно контролировал положение камеры, следил за работой бригады гримеров, позвал для обучения актеров стрельбе настоящих военных инструкторов и снимал по десять дублей одной и той же сцены. Он четко представлял, каким должен стать фильм и неукоснительно требовал от остальных следования его видению.

Чтобы отрепетировать съемки и визуализацию отдельных сцен, были созданы миниатюрные модели некоторых локаций, по которым можно было, например, гонять игрушечные машинки, обдумывая трюки. Кто-то вспоминал о работе над фильмом следующее:

Каждый эпизод мы снимали так, как будто это финальные кадры «Крепкого орешка».

Порой творческий деспотизм режиссера оказывался слишком тяжелым грузом для окружающих. Шварценеггер вспоминал, как однажды Линда решила предложить собственную трактовку одной из сцен. «О чем ты, черт возьми, говоришь?, — тут же заорал на нее Кэмерон, даже не дав ей договорить. — Я писатель. Я написал это так, как нужно, и не собираюсь ничего менять в последнюю минуту! Я пишу — ты делаешь. О’кей?»

Подготовка актеров тоже велась на убой всех скептиков проекта. Линда Хэмилтон занималась с бывшим израильским спецназовцем, посещала спортзал и сбросила 4 килограмма. Исполнитель роли Джона Коннора Эдвард Ферлонг, который ранее не умел водить мотоцикл, был вынужден проходить особые занятия, чтобы быть подготовленным к сцене погони в канале.Съемки Т2 Патрик и реквизит

Настоящим вызовом для Стена Уинстона стала работа над спецэффектами в картине. «Чем более фантастична ситуация, тем реалистичнее она должна выглядеть» — так считал Кэмерон. В фильме были использованы революционные технологии графики и эффектов, а «Терминатор 2» стал одной из первых кинокартин, где применялась компьютерная анимация. Некоторая часть наработок была взята со съемок предыдущего фильма Джеймса «Бездна», однако значительную работу пришлось проводить специально для «Судного дня» — были созданы 100 000 строк нового программного обеспечения. На создание компьютерной анимации ушло, в общей сложности, 8 месяцев. Впрочем, старания занимавшейся этим студии Industrial Light & Magic не прошли даром. По сути, открылась новая эра в создании зрелищного кино.

Для понимания сложности общей работы над фильмом можно привести сцену, в которой Сара перед зеркалом достает из головы Т-800 микрочип (этот эпизод отсутствует в театральной версии, но есть в расширенных изданиях). Надо было как-то скомбинировать голову актера с кукольной заготовкой. Зеркало здесь не использовалось: Хэмилтон вскрывала голову манекену, а по ту сторону рамки было другое помещение, где сидел реальный Шварценнегер, в качестве отражения манекена; а близнец Линды Лесли Хэмилтон копировала все движения сестры, чтобы зритель принял всю удивительную ситуацию за правду.

Впрочем, создателям «Терминатора» было теперь где разгуляться – бюджет покрывал самые масштабные задумки. Например, для съемок погони за Джоном Коннором грузовика в канале было изменено течение реки. А эпизод, в котором Т-800 из окна здания компании «Кибердайн» расстреливает полицейские автомобили, на тот момент был самой масштабной голливудской перестрелкой. Когда в итоге здание взорвали, то это был настоящий подрыв дома (досталось офисам в Сан-Хосе), а не какие-нибудь заигрывания с муляжами и миниатюрами. При этом, нельзя назвать режиссера растратчиком. Где была возможность, он экономил: надевал, например, маски вместо компьютерной графики или использовал услуги актеров-близнецов. Съемки Т2 Арнольд и Джеймс

Студия предоставила Кэмерону значительную творческую свободу, про что он как-то сказал так: «Обычно вам отпускают поводок ровно настолько, чтобы можно было на нем повеситься. Я же отмерил его себе достаточно, и бегу до тех пор, пока он не начнет меня душить». Ставка, в итоге, оказалась удачной. «Терминатор 2: Судный день» превзошел своего предшественника и установил новую, еще более высокую планку для продолжений. Впрочем, о каких продолжениях шла речь?

Всё, что я хотел сказать о Терминаторе, я сказал двумя фильмами. Круг замкнулся, и логично позволить истории закончиться так, как она закончилась.

Терминатор-Сарра и надежда на будущее

Сюжет второго фильма вновь не отличался особой сложностью и следовал канонам оригинальной истории 1984 года. Впрочем, старые персонажи Сара Коннор и Т-800 удачно получили новую глубину, а история стала более интеллектуальной в поднимаемых по ходу повествования темах.

Помните ролевую модель «Терминатор – жертва – защитник»? Здесь она стала намного интереснее. Сара выступает не только в роли жертвы, но и в роли своеобразного терминатора, когда отправляется убить еще ни в чем не виновного создателя искусственного интеллекта Дайсона. Это вновь позволило обратиться к противопоставлению машины и человека. Сара не может быть таким же хладнокровным убийцей, как настоящий терминатор: даже пройдя огонь и воду, она видит страдающую жертву, испуг ее близких и оступается в совершении задуманного.  Т-800 заменяет Риза в качестве защитника. Его «очеловечение» позволяет Кэмерону включить в историю определенную дозу гуманизма и заодно сделать подтекст фильма менее технофобным, ведь в первой картине умная машина могла выступать только в качестве врага-монстра для человека.

Общее настроение нового «Терминатора» вообще стало светлее. Нет, по-прежнему насилия было довольно много, Шварценеггер в кадре снимал с руки кожу, а ядерный взрыв уничтожал детскую площадку, поджигая кукольную Сару. Но ощущалось, что картина в душе становится мягче и позитивнее. Элементы ужастика во многом заменили крутые экшен-сцены. Будущее теперь не маячило непреодолимым препятствием для персонажей – стеной, о которую человечество должно было размозжиться на полной скорости. «Мы сами творим свою судьбу», — словно говорит нам Сара, отправляясь на уничтожение зародыша Скайнет, и это делает невозможным существование той давящей на зрителя атмосферы из первой части.terminator_2_ending_scene_by_dyadyaborya-d4kfs9w

В этом «Терминаторе» появляется уже заметная надежда на лучшее, которая связана с осознанием внутреннего богатства душевных сил человека. Ведь достаточно научиться подчас простым человеческим качествам, осознать цену чужой жизни, и уже на прежде свинцовом горизонте забрезжит свет. Даже грозный робот Т-800 научится не убивать и в финале поймет, почему люди плачут. А начавшийся в огне боев будущей войны первый фильм обретет свою художественную законченность в финальном «человеческом» жесте терминатора: «All will be good, ребята».

Эпилог второй части

Джеймсу Кэмерону принадлежит много рекордов. Он снял первый фильм с бюджетом в 100 миллионов, первую картину с бюджетом в 200 миллионов, первым собрал 2 миллиарда в прокате и даже первым спустился в одиночку на дно Марианской впадины. Однако снять продолжение уровня «Терминатора 2» и затмить сиквелом классический оригинал — задача тоже вполне эпических масштабов. Режиссер взял лучшие элементы первой части и увеличил их дозу сообразно с открывшимися возможностями и полученным раннее опытом. Сюжет стал глубже, экшен эффектнее, картинка дороже. Даже Шварценеггер из-за возраста начал казаться более матерым и впечатляющим, хотя куда уж больше?

Картина собрала в кинотеатрах более 500 миллионов долларов (что до сих пор страшно много для фильмов с рейтингом R) и перешла через какое-то время в золотой фонд Голливуда, будучи обласканной критиками и зрителями. Был собран целый урожай разнообразных премий, в числе которых четыре «Оскара» за технические номинации (звук, эффекты, грим).Съемки Т2 Сцена в баре

Значение персонажа Шварценеггера в этом фильме для кино-культуры было также отмечено в топе «Лучших героев и злодеев» Американского Института Кинематографии. Герой Т-800 занимает там 48-е место.

Сокрытый хэппи-энд

Пускай «поводок», по словам Кэмерона, был у него и длинный, но без контроля его полностью не оставляли. За время кропотливых съемок был накоплен масштабный кинематографический материал, часть которого увидела свет далеко не сразу, а то и вовсе не увидела, заплутав на этапах монтажа или в длинных коридорах студийных боссов.

У фильма существует три версии.

  1. Театральная (длина 137 минут).
  2. Специальное издание/Режиссёрская версия/Special Edition/Director’s Cut (длина 154 минуты) — в нее включены дополнительные сцены, не вышедшие на широких экранах.
  3. Расширенное специальное издание/Special Edition Extended (длина 156 минут) — в которое включены еще две «новые» сцены.

Одна из добавленных сцен расширенного издания показательна для понимания развития серии про терминатора. Это альтернативный финал с мирным будущим, где Джон Коннор — американский сенатор, а пожилая Сара с надеждой смотрит в будущее, ведь «даже робот осознал ценность человеческой жизни». Ядерный апокалипсис не наступил. Хэппи-энд.

02

В принципе, из официального конца «Терминатора 2» и так было понятно, что битва выиграна, и дела в будущем должны вроде как капитально наладиться. Однако финал, представленный в расширенном издании, поставил бы в истории точку еще более жирную, чем была. Кэмерон, как мы знаем, считал свою дилогию законченной и целостной. Но вот нужна ли была законченная история людям, которые еще долго могли выжимать из терминатора прибыль?


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!