Адам Робертс — «Стеклянный Джек»

 

dhjfuf

Что бы ни случилось, читатель, запомни: убийца — Стеклянный Джек, даже если преступление невозможно, даже если все улики указывают на другого. И в аристократических орбитальных особняках, и в трущобных пузырях пояса астероидов знают, что для Стеклянного Джека нет ничего невозможного. Его не остановят ни стражи порядка, ни вакуум, ни абсолютный холод, ни правительство, ни всемогущие, генетически модифицированные, корпоративные семейства, ни Закон, регулирующий каждый вздох любого гражданина.
И потому не стоит удивляться, что, когда Солнечную систему потрясли слухи о технологии, позволяющей перемещаться быстрее скорости света, в них тоже оказался замешан Стеклянный Джек. Разве мог самый опасный, жестокий и умный преступник XXVI века пройти мимо того, чего по законам физики просто не может быть?


«Стеклянный Джек» — сплав научной фантастики и детективной истории, которой присуща определённая метафоричность образов. Это своего рода роман-притча, где содержание гораздо важнее формы. Книга разбита на три истории, действие которых происходит в разных локациях, но всех их роднит одно — таинственный Стеклянный Джек. Собирательный образ преступных элементов, некая легендарная личность, способная обойти все немыслимые запреты и достичь своих кошмарных целей или кто-то, в чьей памяти хранится информация, за которой охотится вся Солнечная Система? Никто точно не знает, но автор постепенно приоткрывает завесу тайны.

Адам Робертс отходит от определённых клише, когда на вопрос: «Кто убийца?» уже дан ответ — это Стеклянный Джек. Конечно же, аннотация книги уже об этом сообщает, но всё не так просто. Знание только подстёгивает интерес к разгадке каждой последующей тайны. А ещё Робертс отлично заигрывает с читателем, будто прямо на глазах развешивает ружья и раскладывает скелеты в шкафу:

Ты легко разберёшься что к чему и развесишь соответствующие ярлыки. Если только тебе покажется, что каждая из этих историй одновременно является всеми тремя, то в этом случае я вряд ли смогу тебе помочь.

Часть 1. В ящике

Представьте себе семерых преступников, которых, в наказание за их проступки, на 11 лет помещают в астероид с минимальным запасом провианта и инструментов. Помещают для того, чтобы они выдолбили в нем помещения, сделали пригодным для жизни, чтобы потом управленческая корпорация могла продать этот астероид как недвижимость. Достаточно необычная задумка, не правда ли?

Стоит ли упоминать, что контингент запертых во временной тюрьме преступников далёк от адекватного, а в таких жестоких условиях много чего может произойти. Ведь антураж не играет на руку, герои первой истории находятся в затруднительном положении. У них есть минимальный запас средств, чтобы не умереть, но этого ничтожно мало, чтобы чувствовать себя комфортно. А злобу, как говорится, нужно на ком-то вымещать, различными способами, зачастую достаточно кровавыми.

Он не мог выбраться из ящика, тут вопросов не было. Как же ему выбраться? Поставив вопрос таким образом, он подбирался к решению задачи с практической стороны, но лишь видел, как один за другим открываются новые варианты будущего. Если он выберется из ящика — условная модальность. Но способ выражения условности — вероятность, а вероятность есть лишь синоним неопределённости — и вот они, сомнения. Собственные сомнения — вот и всё, в чём он уверен. Таков был материал из которого состоял его персональный ящик.

Описания в книге очень живые, буквально чувствуешь этот леденящий душу холод и вымораживающее отчаянье, что в конечном итоге подстёгивает преступников к действиям, раскрывать которые было бы слишком спойлерно в контексте этой рецензии.

Робертс тщательно прорабатывает убедительный антураж тем не менее не перегибая палку. Акцент сделан на другом — это драматическая часть, психологизм, мотивация поступков, метафоричность. Роман состоит из метафор, которые вложены друг в друга, словно матрёшки. Возможно научную составляющую можно было бы проработать сильнее, потому что некоторые решения в плане сюжета смотрятся слегка надуманно и не выдерживают критики, но от этого объём романа возрос бы двукратно, так что автор целенаправленно смещает акценты и даёт читателю возможность вдоволь насладиться содержанием, но и не забывая про антураж.

Концовка первой истории может немного обескуражить неподготовленного читателя жестокостью, но автор честно предупреждал в предисловии, что «на страницах книги прольётся кровь и умрёт порядочное количество людей».

3

Часть 2. БСС-преступления

Идея БСС-технологии заключается в том, что люди, находящиеся у власти, уверовали в то, что некий учёный сумел создать технологию передвижения быстрее скорости света (БСС), которая до недавнего времени считалась мифом. Это послужило началом «охоты на призраков» с реальными жертвами.

Кардинальная смена локаций и действующих лиц. Главной героиней выступает молодая девушка Диана из влиятельной династии, которая максимально близко находится к вершине управленческой иерархии, но не на самом верху. Её всю жизнь готовили к решению экстраординарных преступлений и загадок, наделив способностью совмещать все вероятности в одной концептуальной системе координат. Она ещё достаточно молода, часто ведёт себя как подросток, коим и является и это накладывает определённый отпечаток на повествовательную часть. Иногда главная героиня коверкает слова и любит подстёгивать слуг и сестру, таким образом история приправляется шутливой составляющей, но впоследствии события приобретают достаточно серьёзный характер.

В «БСС-преступлениях» достаточно чётко просматривается масштаб происходящего: борьба за власть среди управленческих династий, предательства, заговоры, скандалы/интриги/расследования. Автор затрагивает различные проблематики и вопросы, среди которых, к примеру, вопрос власти, и того, что есть управление, и каким образом нужно обращаться с людьми, будучи наделённым властью. Кроме того раскрывается сила идеи и то, как быстро она может стать навязчивой и сподвигнуть власть предержащих на чудовищные поступки.

В сюжетную канву органично вплетена детективная линия, а именно расследование загадочного убийства с неординарной развязкой, к которой причастен, как вы уже догадались, Стеклянный Джек. Он служит своего рода катализатором, ускоряет ход событий, является отправной точкой. И если в первой истории намёки на его личность были явными, то здесь читателя ждёт сюрприз в конце. Эта история словно промежуточный этап между вступительной первой частью, знакомящей нас с жестокостью (без неё вторая казалась бы слишком идиллической) и третьей, заключительной, которая расставит все точки над «и».

Часть 3. Невозможная пушка

Это непосредственное продолжение предыдущей истории, но с небольшими хронологическими изменениями. Автор мастерски маневрирует по временным линиям и развивает сюжет по принципу «Что-то произошло в будущем, а сейчас мы немного перемотаем назад и вы увидите, что этому предваряло». В этой истории налицо полноценная детективная линия, наблюдать за которой — истинное удовольствие. Автор мастерски докторватсонит читателя, строит догадки и предположения, устами героев сопоставляет факты и домыслы. А ещё мы видим изменение характера одной из главных героинь — Диана уже не та избалованная девушка высшего круга, жизненные обстоятельства закалили её, вынудили повзрослеть раньше времени.

Это приятно, когда персонаж на протяжении одной книги меняется, пусть и не кардинально. Ведь статичная история и персонажи малоинтересны. В конце автор добавил романтическую составляющую, предпосылки к который были, но только здесь она проявилась явно. Этот момент немного диссонирует с общим духом повествования, но в целом терпимо. В конце разгадка тайны удивит даже искушённого любителя детективных историй. А ещё, в «Невозможной пушке» уже вовсю проявляет себя наш самый главный герой — Стеклянный Джек. Он открывает большую часть своих тайн, некоторые из которых обескураживают.

Для Дианы важную часть в разгадке играют сны, посредством которых она обрабатывает и интерпретирует информацию. Эти сны далеки от научности, но наполнены масштабными и фантасмагорическими образами. Читать такие фрагменты интересно, они впечатляют масштабом, описательной составляющей и сильно разгоняют воображение.

YHfBNVumU78

Книга необычная, это не твёрдая научная фантастика в чистом виде, потому что элементы этого жанра здесь не самоцель, а скорее средство для построения антуража. На самом деле «Стеклянного Джека» невозможно включить в какую-то жанровую группу в чистом виде. Всё потому, что автор «не любит писать по правилам», благодаря этому его история лишена каких-либо клише. Недаром на обложке оригинального издания изображён витраж, ведь книга по сути своей — набор множества элементов разных жанров, которые в конечном итоге складываются в красочную, нетривиальную и увлекательную картину, дополненную метафорами и аллюзиями.

90


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!