Аластер Рейнольдс — «Дождь забвения»

Археолог Верити Ожье ведет раскопки на Земле, обезлюдевшей триста лет назад в результате катастрофы под названием Нанокост. Когда экспедиция терпит крах, Верити, чтобы избежать судебного преследования и реабилитироваться, соглашается выполнить тайную миссию. По созданной инопланетянами «червоточине» в пространстве-времени она отправляется в середину двадцатого века — забрать документы исключительной важности, которые другой агент из будущего перед гибелью подготовил для передачи именно ей.

Месяц назад меня вдруг заинтересовали книги, действие которых происходит в нескольких временных отрезках и тут как по заказу под руку попался порядком устаревший «Дождь Забвения». Аластер Рейнольдс выпустил роман еще в 2004 году, но перевели его на русский только в 2015 — и на том спасибо. У Рейнольдса есть вполне неплохой цикл «Пространство Откровения», но мне хотелось почитать что-нибудь отвлеченное, вне всяческих серий и без издевательского «продолжение следует» в конце.

«Дождь Забвения» мне нравился. Автор аккуратно знакомит читателя с главной героиней Верити Ожье, археологом будущего, которая ведет раскопки на покрытой льдом и наномашинами планете. Она одержима работой, упряма и с характером, что часто выходит ей боком, как и в этот раз. Из-за определенного стечения обстоятельств Верити попадает под трибунал и у нее есть лишь два варианта: смертная казнь или же путешествие в аномальный объект на Землю, в Париж 20-го века. Понятное дело, первый вариант сразу же отправился в утиль.

00375910

Сеттинг завораживает: мир будущего, в котором Землю наводнили микроскопические механизмы, уничтожив все живое, а останки человечества поделились на две части. Одни, ретры, решили отказаться от наномашин и понемногу переходить на устаревшие и более надежные средства, соответственно, остановившись в развитии. Другие, прогры, начали развивать дальше наномашины и в итоге достигли невиданных высот, выйдя за пределы Солнечной системы, в которой теперь остались в основном ретры. К сожалению, эти два народа не могут ужиться в одной вселенной, а камнем преткновения всегда становится Земля, которую одни пытаются защитить от вмешательства, другие же, наоборот, возродить с помощью новых наномашин.

Тем не менее, Рейнольдс лишь слегка очертив положение дел в мире будущего, отправляет Ожье в Париж альтернативного прошлого, полный тайн, странных заговоров и крутых детективов.

Там-то фантазия автора и дает слабину.

Поначалу красивый, чуть ли не осязаемый по описаниям Париж превращается в серое полотно, которое ничем не отличается от сотен других городов мира. Герои мечутся из стороны в сторону, не в силах найти никаких подсказок, а иногда просто топчутся на месте, несколько раз обсуждая одно и то же. «Характер» главной героини здесь достигает немыслимых высот, она начинает раздражаться от любого неправильного слова, не хочет проверить единственный очевидный вариант, который мог бы помочь понять, что происходит. И только после пары страниц уговоров она все же дает добро и именно этот вариант срабатывает.

Ладно бы это были единичные эпизоды, но за всю книгу подобное случается раз десять, а то и больше. Но это еще полбеды. Диалоги заполняются водой, ненужной и бесполезной, даже когда вокруг все рушится и нужно быстро найти выход, персонажи говорят наводящими фразами, утомительно бродя вокруг да около, и лишь потом решаются высказать суть. Доходит до того, что герои становятся безликими болванчиками, в разговорах которых попросту запутываешься и не можешь понять, кто есть кто и где смысл? Автор сам не утруждает себя этим, диалоги ведутся только лишь чтобы заполнить пробелы в истории данной вселенной и выглядят соответственно, будто две куклы решили внезапно объяснить устройство местного мира.

20120814-193852

Все это превращает неплохую по сути идею в ужасную и глупую тягомотину, которая лишь усугубляется к финалу. Автор неспособен развязать все ниточки сюжета, часто просто путается, подменяя одни понятия другими, будто бы не знает даже, о чем пишет. Из-за этого «Дождь забвения» тяжело читать, вытягивает лишь интерес, что же именно произойдет с героями под конец. Но выходит пшик, клиффхэнгер, который и то составлен наскоро и неумело, оставляя читателя озадаченным: и ради этого ты так долго пробирался сквозь воду? Многие важные вопросы повисают в воздухе, без ответов и какого-либо развития. Обидно.

Правда, дальнейшие книги Рейнольдса хвалят, так что поверим и попробуем «Префект».


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!