Чужой среди своих – Популярно о ксеноморфах

Ридли Скотт, последнее время снимавший в основном всякую ерунду, вдруг открыл в себе новое дыхание с выходом «Завета». И если вдруг вы последние десять лет провели в криогенном сне на планете LV-233 и ничего не знаете об истории ксеноморфов — наш материал поможет ввести вас в курс дела.

Началось всё в 1974 году, когда злой ксеноморф ещё даже не успел принять облик лицехвата. Дэн О’Бэннон, папа вселенной Чужих, выпускник факультета кинематографии университета Южной Калифорнии, работал над дипломной работой своего друга и однокурсника Джона Карпентера. В сценарии «Тёмной звезды» уже были черты, которые появятся в первом «Чужом»: космический корабль в качестве главной локации, сплочённая команда астронавтов и таинственный пришелец на борту. Но О’Бэннона, исполнявшего главную роль в фильме, не устраивало, что в инопланетянин выглядел как дурацкий раскрашенный волейбольный мяч. Дэн поклялся, что обязательно напишет сценарий фильма, в котором пришелец будет таким, как надо: жутким, загадочным и смертельно опасным.

После успеха дебютной картины Карпентера молодого сценариста заметил другой новичок в киноиндустрии – Рональд Шусетт, предложивший сотрудничать и написать сценарий по рассказу Филиппа Дика, впоследствии превратившийся в картину «Вспомнить всё» (ту самую, где Шварцнеггер и марсианка с трёмя грудями). Но О’Бэннона в итоге заинтересовало более перспективное предложение – он отправился в Париж, куда его пригласил чилийский постановщик Алехандро Ходоровски, которому предложили снимать фильм по мотивам знаменитой «Дюны». Во Франции О’Бэннон познакомился с швейцарским художником Гансом Рудольфом Гигером, чьё имя ещё не раз будет упомянуто. Однако амбициозный проект экранизации романа Фрэнка Герберта был закрыт (позже он перешёл в сюрреалистические руки Дэвида Линча), и О’Бэннону пришлось вернуться в Штаты с пустыми карманами.

Набросок Гигера к «Дюне»: нет, это просто Песчаный Червь, а не то, что вы подумали!

Решение написать «Чужого» было продиктовано исключительно финансовыми причинами: успев поработать над спецэффектами к «Звёздным войнам», сценарист понял, что с одними случайными заработками каши толком не сваришь, и единственным выходом из финансовой дыры стал бы сценарий небольшого фильма, который легко продать. «Вспомнить всё» по определению не подходил для этого: никто не стал бы браться за экранизацию дебюта драматурга, для которого потребуется крупный бюджет. Так и была рождена идея, навеянная «Тёмной звездой»: команда астронавтов высаживается на неизвестной планете, на которой сталкивается с неизведанной угрозой в лице агрессивного пришельца.

Дальнейшая судьба сценария весьма драматична и сама могла бы лечь в историю байопика о юридических войнах за авторские права: изначально сценарием заинтересовался легендарный продюсер Роджер Корман, открывший миру Фрэнсиса Форда Копполу и Мартина Скорсезе, но в итоге его купила молодая кинокомпания «Брэндивайн». Одним из её основателей и соавтором нового драфта сценария «Чужого» был Уолтер Хилл, популяризатор вестернов и боевиков класса B, среди которых, например, есть «Красная жара» с тем же Шварцнеггером. Хилл кардинально переписал большую часть сценария – именно он дал название кораблю «Ностромо», включили в сюжет загадочную корпорацию «Вейланд Индастриз», а также превратил главного героя в женщину. О’Бэннон и его партнёр Шусетт были недовольны правками и долго боролись за то, чтобы авторами оригинального сценария числились именно они (в итоге их требования были удовлетворены).

Молодой Дэн О’Бэннон в «Тёмной звезде» — посередине

О’Бэннон пригласил для работы над эскизами Чужого упомянутого ранее художника Гигера, который и создал образ кошмарного пришельца. Продюсеры 20th Century Fox были впечатлены его набросками, и когда фильм попал в производственные цеха, было решено выделить 4 миллиона бюджета на съёмки — с расчётом на то, что получится недорогой фантастический боевичок класса «Б», который придётся по вкусу непритязательному зрителю. Однако когда к проекту удалось привлечь молодого режиссёра Ридли Скотта, только что собравшего в Канне овации за лучший дебют с фильмом «Дуэлянты», подход к исполнению фильма был пересмотрен: амбициозный постановщик убедил продюсеров в том, что это будет крутое, впечатляющее кино, а потому и требует больших финансовых вложений. Скотту поверили и выделили в два раза больше денег на съёмки. С этого момента, в 1978 году, и закрутились съемки. Рождение «Чужого» состоялось в 1979. Дальнейшее — уже история.

Есть информация, что на Гигера при создании образа и биологии Чужого повлияла статья об осах-наездниках — паразитах, размножающихся посредством откладывания личинок в других насекомых: детишки растут внутри импровизированных «яслей», питаясь внутренностями хозяина детского сада и вылупляясь прямо из него в конце цикла. Для художника было важно создать существо, которое будет чем-то принципиально новым и доселе невиданным: оно должно было сочетать в себе повадки насекомого и ящера, плодовитость животного и холодный ум человека, пульсирующую органику и холодный блеск машины. К слову, любимые многими глоточные челюсти и вовсе позаимствованы у рыб.

В монстре из «Прометея» фанатов больше всего возмутило именно отсутствие вторых челюстей

Начальной точкой в появлении ксеноморфа (от греческого «ксенос» — «чужой», и «морф» — форма) на свет является первая стадия развития — яйцо, которое откладывает королева чужих. Оно представляет из себя кожистый инкубатор овальной формы, который прочно стоит на земле. Внутри сидит личинка — лицехват, которая выращивается и содержится в яйце до момента, пока рядом не появится потенциальная жертва. При контакте «дом» будущего ксеноморфа раскрывается и мерзкая тварь бросается на лицо своего нового носителя, вводя в ротовое отверстие паразита, что впоследствии разовьётся во взрослого Чужого. Какое-то время паукообразная личинка ещё «живёт» вместе с телом жертвы, поддерживая в ней жизнь (сам «хозяин» в это время находится в состоянии комы). Таким образом, маленький лицехват, по сути, приходится отцом любого из пришельцев (а королева, в таком случае, является доброй заботливой бабушкой). Папочка, правда, после того, как его миссия будет выполнена, отсоединяется от своего сожителя и через некоторое время умирает. Суровая реальность Чужих такова, что отцам здесь не место. И да, Чужие — гермафродиты.

В теле нового хозяина под неусыпным контролем лицехвата паразит развивается в эмбрион, который считывает генетическую информацию жертвы, «впитывая» её в себя и формируя свой будущий облик. Постепенно, примерно в течении полутора суток, он превращается в следующую стадию — грудолома, который появляется на свет, нежно прогрызая путь на свободу через грудную клетку своего родителя (поэтому лицехвата можно назвать папой, а человека, «выносившего» чужого – мамой). В дальнейшем маленькому ксеноморфу, сравнимому по размерам с крупным котом, необходимо питаться — как вариант, другими котами, потому что для нападения на человека он ещё слишком слаб. Невероятно высокая скорость метаболизма в теле чужого позволяет ему, при условии правильного режима питания, в кратчайшие сроки вырасти и превратиться во взрослую особь — ксеноморфа-трутня. Именно с такой особью и столкнулся экипаж корабля «Ностромо».

Чужие пытались однажды насолить даже Бэтмену!

В чём прелесть и популярность чужих? Просто это одни из самых продуманных и проработанных выдуманных существ в мировой культуре вообще. Есть множество источников, в которых подробно описываются анатомия и физиология чужих, однако всё это стало известно, стараниями сценаристов, писателей и маркетологов, только сейчас. Чтобы понять эффект, который произвёл «Чужой» в момент его выхода в 1979 году, необходимо представить себе состояние жанра фантастики в кино на тот момент. В 1974 году Карпентер выпускает на экраны уже упоминавшуюся пародийную «Тёмную звезду», высмеивавшую фантастические фильмы 50-60-х годов. В СССР, кстати, в это же время выходит милая и добрая картина «Москва – Кассиопея» о контакте детей с внеземными цивилизациями. Через год выходит сиквел «Отроки во Вселенной», а в 1976 году Дэвид Боуи играет свою первую роль в кино – инопланетянина Томаса Ньютона, который открывает свою фирму и дурит земных бизнесменов в фильме «Человек, который упал на Землю». 1977 год становится особенно выгодным для фантастики. Одновременно появляются «Козерог Один», политический триллер, где земляне спокойно бороздят космос в политической гонке, четвёртый эпизод «Звёздных войн» (кстати, сыгравший на руку при запуске «Чужого» в производство) и, возможно, самый миролюбивый фильм о контакте с пришельцами – «Близкие контакты третьей степени» Спилберга.

Если где-то пришельцы и космос демонстрировались как нечто пугающее и опасное в 70-х, то разве что в ремейке фантастического триллера «Вторжение похитителей тел», который, как и его предшественник, появился отнюдь неслучайно. Первый фильм, вышедший в 1956 году, являлся аллегорией на боязнь американцев «красной угрозы», когда советских шпионов видели в каждом неверно чихнувшем прохожем, а в ремейке 1978 года были слышны отголоски Уотергейтского скандала. Как можно увидеть, если какое-то зло «извне» и появлялось, то оно так или иначе было как-то связано с событиями на Земле. В 70-х СССР и США впервые посадили корабли на поверхности Венеры и Марса, так что радость от колонизации космоса, о которой говорили на каждом углу, была народной. Никто и представить себе не мог, чем могут в теории закончиться подобные попытки освоить космос — и вышедший под занавес десятилетия «Чужой» оказался шоковой волной для американцев, да и всего мира в общем.

Чужим даже ставят памятники — например, во Владивостоке

Совершенно новая, непознаваемая внешность ксеноморфа сыграла на инстинкте отвращения и ужаса перед неизвестным. В своей статье «Жуткое» Зигмунд Фрейд даёт определение этому слову: «нечто, о чём мы подозреваем, но боимся подумать или представить себе». Потому-то чужой так и пугает и по сей день: он плодится, как тараканы, напоминает человека своим строением, но всё равно гораздо больше, сильнее и опаснее. Самое главное — эту сволочь практически невозможно убить. Если верить многочисленным книгам, фильмов и теориям, чужой способен контролировать внутреннее давление, являясь анаэробом и будучи способным обходиться без кислорода. Так что даже после попадания в космос проклятый ксеноморф способен выживать достаточно долгое время. Так что даже без «Чужих» Джеймса Кэмерона можно было бы считать финал фильма Ридли Скотта более чем открытым.

В общем, крутые они, ксеноморфы эти. Если вы до сих пор не видели классические фильмы франшизы (речь, конечно, про первые два) — скорее навёрстывайте упущенное! И отправляйтесь на очередную встречу с ужасным «восьмым пассажиром» в кино.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!