2Pac: Легенда – God Forgives, I Don’t

Вышедший в 2015 году «Голос улиц» поверг общественность, мягко говоря, в неожиданный и приятный экстаз. Байопик о легендарной хип-хоп группе N.W.A. выглядел и смотрелся, как эпичное полотно с блокбастерным привкусом, натуральный музыкальный боевик. Сразу же после этого, как грибы после дождя, появились многочисленные предложения, как от Голливуда, так и от самих исполнителей. «Давайте сделаем фильм про Ву-Тэнг!», «Гуру из Gang Starr тоже достоин!», «О, а давайте сиквел «Голосу улиц» сделаем про Death Row Records!». Короче говоря, первые крамольные мысли, которые после этого приходят в голову – киновселенная в духе Marvel и DC, только с рэперами. И звучит это, мягко говоря, не очень здорово. Слава Богу, после выхода «2Pac: Легенда» продюсеры задумаются лишний раз, стоит ли эту тему муссировать активнее, чем в рамках единичного успешного проекта. Тем более – когда дело касается такой, без преувеличений, легендарной личности, как Тупак Шакур. Тут халтура не прокатит – районы не простят. Ну что ж, у режиссёра Бенни Бума теперь есть определённые проблемы.

Лучшее, что есть в «Тупаке: Легенда» – саундтрек. Классические композиции сопровождают фильм на каждом шагу, дабы он окончательно не погряз в болоте бесталанности авторов. Биография у Тупака Шакура действительно неординарная. Выходец из бедных районов, постоянно конфликтовавший с белыми расистами, полицейскими, музыкальными и кинопродюсерами, неграми и фанатами; импульсивный, несдержанный, но при этом невероятно искренний. Чего не скажешь о фильме: режиссёру, кажется, настолько плевать, что он даже не стремится скрыть этого.

Что такое плохой байопик? Это когда берётся биография и экранизируется. Слово в слово, без фантазии, хоть какого-то творческого замысла и, прости Господи, вкуса. Это не значит, что нужно брать чью-то жизнь и перекраивать её на свой лад (как это блистательно делали Питер Гринуэй с «Эйзенштейном в Гуанахуато» и Михаэль Хазанавичус с «Молодым Годаром»). Нужно просто понимать, что фильм-иллюстрация жизненных перипетий человека никому не нужна. Каким бы он ни был, выдающимся или невзрачным, вокруг него в большинстве случаев те же стены, те же люди, те же проблемы. И лобовая экранизация, которая пословно воспроизводит жизнь до последнего прыщика на лице главного героя – это как худшие клипы хип-хоп исполнителей, когда после строчек «У меня есть бабки» рэпер показывает на камеру «котлету» из долларов.

Так вот, «Тупак: Легенда» именно такой, даже хуже. Сюжет катится по фактам из биографии музыканта, как вагонетка по рельсам, толкаемая неиссякаемой мощью саундтрека. Актёр Деметриус Шипп, действительно похожий на Тупака как две капли воды внешне, при этом играет свою роль, словно не в художественном фильме снимается, а делает всё тот же рэперский клип. Бешеные размахивания руками, картинное прикуривание сигарет, драматичные дрыганья головой и прочие атрибуты плохой актёрской игры убивают атмосферу напрочь. Хотя, если уж быть откровенным, хороших актёров здесь нет от слова «вообще».

Кстати, если вдруг решитесь смотреть фильм в оригинале – вас ждёт настоящий шок: найдя «близнеца» Тупака, авторы не додумались найти ещё и кого-то с голосом, похожим на характерный, легко узнаваемый тембр рэпера. Итог: когда после очередного концерта, на котором фоном звучат «настоящие» песни Шакура, Шипп начинает говорить совершенно другим голосом, возникает натуральный когнитивный диссонанс. Обратились бы, хотя бы, к Кендрику Ламару, который удивительно точно изобразил голос Тупака на своём альбоме Pimp A Buttrefly.

Но едва ли большее удовольствие смотреть фильм в дубляже – пытаясь приблизить диалоги на русском к сленгу жителей гетто, переводчики додумались до того, что заставили местных афроамериканцев разговаривать, как гопота из «Притяжения». Всякие «Э йоу, слышь, тупой ниггер, я тебе щас по таблу вмажу!» никак не сочетаются с и без того слабой атмосферы фильма.

И, по-хорошему (или, скорее, по-плохому), можно было бы махнуть рукой и сказать – «ой, да чего там, это же фильм про рэперов!». Ну да, про них. А что, рэперы не люди? Тупак Шакур – ключевая фигура не только в хип-хопе, но и современной культуре в целом, это человек, повлиявший на становление целого поколения музыкантов. Снимая фильм про такого знакового персонажа, лохануться очень легко – и потому нельзя браться за такое дело спустя рукава. Алексей Учитель сейчас взялся за фильм про Виктора Цоя, и если он будет настолько же наплевательски плохим – да съедят ведь заживо, сердце выгрызут. А в Америке Тупак Шакур – это их тамошний Цой. Такой же мученик, такой же музыкант ушедшей эпохи, такая же икона. И потому можно лишь посетовать на то, что голливудские амбиции по выкачиванию кэша из неравнодушных людей порой бывают столь вызывающе халтурными. Будь Тупак жив, он бы задиссил создателей фильма особенно изощрёнными панчлайнами. Или сделал бы чего похуже — скажем, застрелил.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!