Бархатная бензопила — Перформанс инсталляции

Дэн Гилрой разносторонний сценарист и ищущий себя режиссёр. То он снимает холодного, жестокого «Стрингера» от которого дух захватывает, то пишет сценарий бодрого, но абсолютно проходного «Конг: Остров Черепа» с сомнительными шутками. Однако Джейк Джилленхол в трейлере его нового фильма определённо настраивал на позитивный лад: последнее время у Джилленхолла что не роль, то «десятка».

Вот только допилила ли до десятки «Бархатная бензопила»?

Галерейщики, художники и критики — жадный народ, жадный не только до денег, но и до красоты. Когда Жозефина (Зэйв Эштон) находит в квартире умершего соседа коллекцию потрясающих, непередаваемо мрачных и живых картин, то сразу понимает — это нужно продавать и показывать. Вот только последней волей художника было полное уничтожение всех работ. Что будет с теми, кто нарушил её?

Последний вопрос риторический — даже по начальным титрам понятно, что ждёт высокомерного критика (Джейк Джилленхол), акулу галерейного бизнеса (Рене Руссо) и прочих ярких личностей безумного арт-мира, низменного и возвышенного одновременно.

Как ни парадоксально, чувство стиля и меры, которое Гилрой так блистательно продемонстрировал в «Стрингере», ему изменило. Глубокие и честные мысли, интересные герои подкупают, ты уже готов им довериться, посмеяться над едкой сатирой, и тут в лицо тебе кидают банальные сцены из слэшеров. И это не красота и уродство смерти, как в «Неоновом демоне», а обычный кровавый аттракцион, сводящий на нет всё своеобразие происходящего.

Действующих лиц много: живые, характерные, по-интересному неприятные люди, за которыми хочется наблюдать. Вот только они больше похожи на сериальных персонажей, их сюжетным веткам не хватает серьёзных, достойных развязок. Да и в нужности некоторых героев есть сомнения.

Таинственные картины действительно удались — веришь, что в них творец буквально вложил тело и душу. Только вот обидно, что в итоге всё свелось к обычнейшей и типичнейший истории. А ведь мог получиться триллер уровня классического «Призрака дома на холме» (1959), где неясно, одержим ли дом призраками, или это главная героиня теряет остатки разума. Или могла получиться история распада личности творческого человека как в «Идеальной синеве».

Кровавые, яркие смерти удовлетворяют только если проникся к героям искренней неприязнью и чувствуешь, что они получили по заслугам. Но за что ненавидеть критика? За разгромные рецензии? В таком случае «Котонавтам» в фильмах Гилроя лучше не оказываться.

За что ненавидеть арт-дилера? А хамоватую консультантшу? Они слишком человечны, чтоб воспринимать их исключительно как сатирических персонажей, огребающих за дело, будто история не разогналась до настоящего смеха и безумия. Ну, хотят они зарабатывать деньги — а кто не хочет? Живыми эти герои куда забавнее, им желаешь более изощрённого конца.

В итоге сатира получилась какая-то беззубая и вторичная. Шутка «труп/огнетушитель/стул приняли за арт-объект» наверное старше анекдота про курочку и яичко. Да, нового «Стрингера» не получилось. «Бархатная бензопила» приятный, неплохой фильм, но не то высокое искусство, которого так хотят его герои.



Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!