Это удивительно, но у нас тут обзор на хороший российский ситком. Нет, вы не ослышались. Автор статьи не домохозяйка, которая смотрит российский ТВ-пром между готовкой борщей и собиранием детей в школу. Не девочка-бухгалтер, которая садится поглядеть ещё одну серию «Универа» после тяжелого рабочего дня. И вроде бы не быдло, которое собирается с районными гопниками дома, дабы под пивасик и чипсы позырить новую серию «Физрука». Просто российская сериальная продукция действительно двигается вперёд, а сериал – герой нашего обзора, был отсмотрен по наводке человека, воспитанного на Джиме Джармуше и Грегге Араки. И – отсмотрен с большим удовольствием. Итак, сейчас мы разберёмся, почему «Бедные люди» — хороший российский ситком.
Завязка
Скажем прямо, достаточно нетривиальная. Главный герой – Вениамин, питерский интеллигент, который живёт в съемной квартире советского образца с тремя очень разными соседями. Он – сноб с лёгкими приступами мизантропии, улыбается далеко не часто, книги любит явно больше чем людей. Зарабатывает он писательством, впрочем, получается это у него не слишком здорово. И потому, когда оказывается, что денег не хватает даже на подарок дочери, которая живёт с его бывшей женой и её свежеиспеченным мужем, он решается на отчаянную авантюру, предложенную издателем – стать «литературным негром» и написать биографию известного человека. Да не кого-нибудь, а Ольги Бузовой, известной по телешоу «Дом-2» даже тем, кто его не смотрит.
Назовите хоть один сериал, где главный герой пишет книгу о жизни известного и при этом очень противоречивого человека? Нет, не много. А если учесть, что ещё и персонаж выбран, мягко говоря, одиозный, то при должной подаче сюжета из сериала можно сделать конфетку. И конфетка получается, если уж не Ferrero Rocher, то хотя бы батончик «Ротфронт», который тоже недурён. Каким образом – об этом далее.
Место действия
Давайте по-честному: много ли вы вспомните хороших сериалов, где действие происходит в Санкт-Петербурге (или даже Питере, это будет вернее в данном случае)? «Бандитский Петербург» не в счёт – я говорю не про ТВ-жвачку, которую крутят на наших каналах до одури, заказывая ей пятьсот сезонов наперёд. Вот и я думаю, что немного. А между тем все знают, какая большая разница между практически любым городом России и Питером. Свежее место действия – это уже большой плюс. А если учесть, что и нравы петербуржцев иные, нежели у тех же гипотетических москвичей, то это тоже может быть весьма интересным.
И в них, питерцах, половина прелести сериала, итак, мы говорим о третьем и четвёртом пунктах:
Главный герой
Как известно, хороший главный персонаж порой способен вытащить даже самую провальную затею. Раст Коул («Настоящий детектив»), Майкл Скотт («Офис»), любимый всеми Камбербетч в роли осовремененного Шерлока – как минимум, процентов 30 успеха названных сериалов крутятся вокруг главных персонажей. И Веня – весьма любопытный субъект. Его мизантропичные наклонности и трудности в навыках коммуникации выдают в нём типичного «питерского интеллигента» — местами не самого приятного, но не лишенного определённого обаяния. Он умён, образован, ораторски подкован, однако неудачи так и преследуют его – и кажется, что поделом, ведь, по сути, он разгильдяй, лентяй, а порой и просто крайне не пунктуальный человек, кроме того зачастую даже грубый и не прочь накинуть за воротник. Но иногда он совершает человеческие поступки, которые выявляют в нём типичного человека нашего времени: никто не идеален, но любой может к этому стремиться.
Исполнитель роль Вени, Дмитрий Лысенков, талантливый театральный актёр, и шарм «настоящего питерца» передаёт очень здорово. Но не одним главным героем живёт сериал.
Другие герои
Для начала, вместе с Веней живут бок о бок крайне колоритные персонажи. Макс, бывший наркодиллер с двумя высшими образованиями, который завязал с криминалом, но боится выйти на улицу, дабы не наткнуться на бывших подельников – ленив, нахален, порой несколько нелеп. Юля – суррогатная мать, которая из-за ребёнка в утробе не может ни пить, ни курить, ни веселиться, что очень сильно её удручает, обладает железными характером и выдержкой, но иногда нервы всё же сдают. Марина – девушка из провинции, приехавшая преподавать детям русские народные танцы, но по ошибке попала в стриптиз: добрая, наивная и очень отзывчивая. Вместе с Веней этот квартет создаёт чудесное подобие питерской версии персонажей из «Теории большого взрыва», за их взаимоотношениями крайне любопытно наблюдать.
Среди других людей на экране тоже хватает кадров – брат Вени, забитый психолог, который живёт под титановым каблуком жены, тиранизирующей и его, и их чадо. Издатель в исполнении великолепного Александра Адабашьяна, отношения которого с Веней тяжело назвать идеальными. Стервозная бывшая жена Вени, которая живёт с туповатым мужем и дочкой и, тем не менее, переживает за жизнь своего экс-супруга. Ну и мало ли: тут есть Николай Наумов в роли коррупционера, Александр Незлобин, который мучается от того, что его всегда зовут играть лишь самого себя, да и Ольга Бузова отчаянно высмеивает свой собственный образ «тупой блондинки» с какой-то убийственной самоиронией. Короче, неожиданно здорово. И это не все персонажи.
Сюжет
17 эпизодов по 25 минут вмещают в себя довольно нехилый набор событий. Слава Богу, действие не разворачивается в одной лишь квартире, иначе бы «Бедные люди» превратился в ещё один «Универ». Герои попадают в самые различные ситуации: в одной из самых смешных серий, например, Веня сдуру распространяет слух о том, что он умер, и к нему стекаются все – издатель, брат, бывшая жена с мужем, Ольга Бузова, а также Татьяна, предмет воздыханий героя. Или вот, например, еще отличный ход: решив помочь дочке попасть на главную роль в школьный спектакль, Веня соглашается сыграть Пушкина, и когда на подмостках Дантес в исполнении школьного физрука обнаруживает, что в сцене дуэли случайно перепутал пистолеты и «заряженный» в руках у Пушкина…
Не будем раскрывать все карты, скажем одно — скучно не будет, поверьте.
Юмор
Ну и какой ситком без хороших шуток? Пускай вас не смущает имя Антона Зайцева, ответственного за любимый сериал российской гопоты «Реальные пацаны» (ровно как и режиссёр Жанна Кадникова, снявшая его же). «Бедные люди» отличается нетипичным для российской ТВ-продукции интеллигентным юморком, который щеголяет цитатами и отсылками к русской литературе. Да, тут есть своя гопота, свои «тупые блондинки» и «тёлочки», которые, тем не менее, не выглядят так, что хочется включить на мобилке песни группы «АК-47», всё очень органично. А особенно забавно наблюдать, как взаимодействует со всеми этими «российскими типажами» интеллигентный Вениамин, проявляя временами прямо-таки адское терпение, выдержку и чувство такта. Здесь не бухают водку в каждом кадре, а если бухают, то это смешно; если в сюжете есть стриптизёрша, это не значит, что сериал заполнен пошлыми шутками.
Даже актёры из всё тех же «Рельных пацанов», включая суровую пермскую актрису Екатерину Караченцову, не повторяют свои амплуа, а играют по-своему, и шутят «не так, как в Перми». Это же Питер, тут в ходу аккуратный стёб с долькой мизантропии и сарказма. Короче говоря, от местных шуток хочется смеяться, а не корчиться. А иногда ловишь себя на том, что, вопреки всем предубеждениям, начинаешь буквально заливаться смехом, удивляясь самому себе.
В общем, перед нами, возможно, один из лучших российских комедийных сериалов за последнее время. Настоятельно советуем вам преодолеть все недоверие к продукции канала ТНТ, тем более, что в последнее время это сделать гораздо легче, хотя, конечно, придется абстрагироваться от ранней фильмографии Антона Зайцева, включающей, кроме «Пацанов», российский трэшовый ремейк «Как я встретил вашу маму». Но усилия эти будут потрачены не зря.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!