Бельканто — Человек человеку волк?

По случаю дня рождения японского императора, в посольство страны восходящего солнца в Лиме съезжаются дипломаты, министры и другие важные гости со всего света. Туда же прибывает и бизнесмен Кацуми Хосокава (Кен Ватанабе), который собирается открыть свой завод в Перу и тем самым обеспечить рабочими местами местное население. В обмен на эту услугу он просит о небольшом одолжении: пригласить на прием высокопочитаемую им оперную диву Роксанну Косс (Джулианна Мур), чтобы в очередной раз услышать её сопрано. Но полноценно насладиться прекрасным пением так и не удается: едва гости успеваю расчувствоваться от потрясающего голоса, как их всех берет в плен революционное движение имени Тупака Амару, несогласное с режимом правящего императора. Вот только глава государства в последний момент «вероломно» решил не появляться на торжественном приеме. Поэтому растерянные молодые террористы решают попробовать обменять знаменитых заложников на действующего правителя. Но такие переговоры редко проходят легко и быстро, поэтому пленникам и захватчикам придется провести вместе ни один день, и даже месяц. Помочь же закончится всему без кровопролития вызывается швейцарец Месснер (Себастьян Кох) — представитель красного креста и по совместительству тонкий психолог-переговорщик.

Пол Вайц, начавший свою режиссерскую карьеру с фильма «Американский пирог», уже давно сместил свои жанровые приоритеты в сторону драмы. В этот раз, правда, он пошел немного простым путем и взялся за воссоздание реальной истории о захвате заложников в резиденции японского посла в Перу в 1996 году. Фильм «Бельканто» снят по книге Энн Пэтчетт «Заложники», созданной из воспоминаний о случившемся. Разумеется, пересказывая подобные события на экране, очень сложно найти баланс между отражением реальных событий и освещением их в свете некой субъективной оценки. Однако, в своей новой картине Вайц проявляет все свое мастерство и находит тот уникальный баланс, который позволяет зрителю не занимать ничью сторону, но при этом глубоко прочувствовать произошедшее.

Название картины – «Бельканто», отсылает нас к одноименному термину из музыки, обозначающему виртуозную резонансную технику пения, которая характеризуется мягким переходом от звука к звуку и необычайной гибкостью. И это очень точно описывает обстановку, сложившуюся в доме посла после нападения: две стороны — захватчики и пленники, резонируют между собой, но вместе создают некую гармонию сосуществования. То есть, поначалу, конечно, интеллигенция держится обособленной группой. Вынужденно собравшиеся в одном месте, начитанные и одаренные люди, различной этнической принадлежности, быстро находят себе занятия в условиях замкнутого пространства. Они обмениваются языковыми знаниями, разговаривают о литературе, устраивают шахматные турниры, пока мятежницы учатся наносить губную помаду, а мятежники разрисовывают маркерами картины известных художников.

Но с течением времени и в пленниках, и в их захватчиках что-то неизбежно меняется. Они вместе убирают огромный особняк, потихоньку учатся уважительно общаться друг с другом и искренне сопереживать. Между героями завязываются сложные отношения, они стараются держать себя в рамках приписываемых обстоятельствами ролей, но человеческое зачастую берет над ними верх, что только усугубляет сложившуюся обстановку. Месснер пытается разрешить конфликт с наименьшими для всех последствиями, но, кажется, он единственный из героев кто видит ситуацию более-менее объективно. Ведь, как бы не хотелось людям оставаться в этом подвешенном состоянии, рано или поздно, кому-то придется взять на себя ответственность и принять важное решение.

Самое главное, что картина очень чувственно, по-доброму, и с некоторой долей юмора, отражает способность людей раскрываться и объединяться не просто в связи с какими-то обстоятельствами, а при помощи сил искусства. Благодаря этому почти от всех по-простому человеческих моментов взаимопонимания в ленте идут мурашки по коже, потому что в отличие от героев, немного потерявших счет времени и связь с реальностью, мы наблюдаем все это со стороны и улавливаем зыбкость сложившегося положения. Вайцу удаётся создать уникальный мир внутри небольшого пространства, в котором все кажется до крайности достоверным, и который зритель при должном настрое, также как и каждый из героев, будет нежно любить и бояться потерять. В конце концов, ведь все мы всего лишь люди, и при любых обстоятельствах будем стремиться ощутить под ногами какую-то почву, надеяться на лучшее и жить так, как получается. Не важно, оперная ли ты дива, японский магнат или вооружённый политический оппозиционер.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!