Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth — Земля в Шестиугольнике

Ну что, наши юные — и даже зрелые — читатели, насколько вам знакомы слова Alpha Centauri? Можете не отвечать. Даже те, кто помнит, без плясок с бубном сейчас на современных компьютерах её не запустит. А меж тем именно это ответвление от королевы всех TBS, серии Civilization, на мой взгляд, являлось самым интересным и перспективным для дальнейшего развития. Холодный свет далёких звёзд, цветная почва под ногами космических скафандров, дивный новый и очень опасный мир. В общем, полный набор для генерации историй от высокоштильных политических интриг до примитивного набора «жестокая голактика». К тому же именно в «Альфа Центавре» был впервые презентован полноценный трёхмерный ландшафт и появились хоть какие-то попытки уйти от закостенелых черт «Цивы», оставив при этом всё лучшее на своих местах. Так вышло, что второй межзвёздный перелёт изрядно задержался, но, поиграв в Civilization: Beyond Earth, ты понимаешь, почему и что мы ждали долгие 15 световых лет.

Если вы помните, совершенно все спин-оффы Civilization так или иначе базировались на актуальной механике взрослой «серии». Так, «Колонизаторам» перепала Civ 4, а вот в случае с Beyond Earth от Civilization 5 ей достались как минимум разгонные блоки основных правил и уже проверенный блок управления новой боевой системой. «Внеземной» при этом очень повезло с основой. Civilization 5 — это самая суть, ничего лишнего. Суховато, конечно, но как фундамент для чего-то большего — в самый раз! Однако, вопреки как моим ожиданиям, так и окликам скептиков — это вовсе не попытка перерисовать «Циву Пять» под фантастику. Beyond Earth — полностью новая игра, которая во многом ломает как устои серии, так и отработанные на протяжении десятилетий привычки. Хотя первое впечатление и впрямь было обманчиво.
2014-10-22_00013

Ну вот сами посудите: наш дивный новый мир, который по традиции генерируется случайно с рядом опций, всё так же разделён на условные шестиугольники, между колониями землян всё так же бегают караваны, варвары превратились в злобных пришельцев, а классические руины — в покинутые островки цивилизации или «загадочные артефакты». Но в случае с TBS дьявол скрывается в мелочах, а откровенно подсмотренные в Civ 5 ходы здорово эти самые мелочи раскрывают.

Основной упор BE делает не на ваше умение прыгать между технологий и мочить бедных зулусских лучников монгольскими танками в XV веке, а на максимально корректное понимание своего стиля игры и выбор нужных решений для его реализации. Взять, к примеру, древо технологий: оно перестало быть линейным и превратилось в сложно сплетённую паутину. Когда в первый раз заходишь на страницу исследований, складывается такое ощущение, что в красивом рядке Civ 5 кто-то разорвал плазменную гранату. Прогресс перестал укладываться в рамки и теперь у вас есть сразу несколько вполне независимых веток, которые поделены на основные и второстепенные технологии. Мирный космоняшка? В вашем распоряжении технологии ассимиляции с чужими организмами, терраформинг и медицина. Военный? Сканеры, роботы, кибернетика. Торговец и шпион? Никогда не забрасывайте коммуникации! Игра устроена таким образом, что «выбрать» весь набор исследований без читов всё равно не получится, и приходится тщательно следить за комбинациями, внимательно вчитываясь в эффекты от каждого открытия. К тому же торговля технологиями ещё и запрещена, так что каждый крутится как умеет. И уж не надо мне, наверное, даже говорить, что это всё открывает просто бескрайние просторы при разыгрывании повторных партий.

2014-10-22_00021

К тому же лениво зевать, пока яйцеголовые чешут репу над очередным открытием, тут просто некогда. Ландшафт весьма враждебен и агрессивен. Миазмы лечат местную фауну, наносят урон юнитам гуманоидов и основательно вредят вашим амбициям завоевателя далёких звёзд. Даже основать город тут сложнее, чем в простой «Циве». Надо обязательно охранять колонистов, пока те доберутся до нужной точки. И чем зубастее охрана, тем ярче успех. Каждое, казалось бы, даже самое простое действие тут сопряжено с рисками, которые теперь нужно адекватно взвешивать. Это налагается на правило «один гекс — один военный», так что готовьтесь к воспламенению стульев от гнева и отчаяния, особенно на начальных этапах игры.

2014-10-22_00037

Ещё одним серьезным нововведением является система «квестов». Время от времени игра будет подкидывать вам несложные задачки в духе «учёные нашли артефакт — разобрать его или исследовать?» Первый выбор даст вам военные ресурсы, тогда как второй позволит сделать население колоний сильнее или серьезно продвинет вперёд науку. Появилась и система «Соответствия», которая отныне судит каждое ваше — в том числе квестовое — действие и даёт вектор принятию тех или иных социальных институтов. Чистота — выбор изоляционистов, которые хотят, чтобы новый мир превратился в точную копию Землю до Великой Ошибки. Превосходство — для любителей высокотехнологичных игрушек и пушек побольше. И, наконец, Гармония — для зануд типа меня, которым слишком напряжно тратить ходы на войну с внеземными формами жизни и хочется просто созидать и расширяться, встраиваясь в местную экосистему.

В этих непростых условиях, которые порой весьма жёстко диктуют местные механики, как никогда становится нужна дипломатия, а также источники динамичного развития колоний. Готовьтесь, что торговлей, болтовнёй и попытками привлечь на свою сторону «малые фракции» вы будете заниматься в Beyond Earth куда как чаще, чем делали это в Civ 5. К тому же, хвала Законам Ньютона, искусственный интеллект далёк от «стандарта качества HAL 9000» и ведёт себя уравновешенно. Вам надо будет всерьез постараться, чтобы спровоцировать какую-либо фракцию к войне. А война в BE перерастает в изнуряющий фарс, который может закончиться весьма плачевно для обеих сторон.

2014-10-22_00023

В этой стройной картинке потенциального хита и очередного шедевра, который снова будет сжирать десятки часов вашего свободного времени, не хватает лишь вменяемого сюжетного сценария. Было бы неплохо, чтобы тебе лениво, на протяжении хотя бы часика рассказали, что же, чёрт возьми, тут нужно делать. На мой вкус, Beyond Earth слишком сильно отличается от базовой «Цивы» и может действительно озадачить даже ветеранов жанра, особенно это касается технологической паутины и того, как теперь работает ландшафт.

В остальном же Civilization: Beyond Earth — это попросту уникальный, штучный продукт высокотехнологичного и наукоёмкого игростроения. В конце концов, много ли вы знаете TBS про колонизацию других планет? И уж тем сильнее приятно, что перед нами не «халтурка» в духе собранного абы кем на абы каком заводе ракеты-носителя, а прекрасный и величественный корабль, такой, как USS Enterprise. И смело идти туда, куда ещё не ступала нога человека, стоит без каких-либо отлагательств.

Звёзды зовут.

90


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!