Бойлерная #1: Неглубокая могила

Приветствуем всех читателей нашей рубрики «Кинодиссея», и, как уже говорилось, в этот раз мы будем писать сразу про двух выдающихся режиссёров нашего времени, Дэнни Бойла, который победил с значительным отрывом в нашем голосовании, и Джима Джармуша, которого мы несправедливо обошли вниманием и не включили в список претендентов. Обзор творчества первого приурочен к выходу продолжения культового фильма «На игле», который будет называться «Порно» и также снят по роману Ирвина Уэлша. Действующий театральный режиссёр, постановщик церемонии открытия Олимпийских игр в 2012 году, обладатель «Оскара» за «Миллионера из трущоб», Дэнни Бойл дебютировал в кино фильмом «Неглубокая могила», про который мы сегодня и поговорим.

f_209

Трое друзей, живущих в Лондоне, веселятся и забавляются, задавая каверзные вопросы каждому претенденту на съём комнаты в их доме. И однажды они находят подходящего, как им кажется, жильца — мужчину странноватого вида, который представляется писателем. Но не успев погостить у них и пары дней, новый арендатор умирает прямо в своей кровати, оставляя владельцам квартиры чемодан, набитый кучей денег. Алчность и желание наживы перевешивают чувство самосохранения и человечность, молодые люди решают присвоить богатство себе, а хладный трупик распилить и похоронить. Дело по разделке тела поручают самому робкому из трёх друзей, Дэвиду, который после такой шоковой терапии дичает и поселяется в уединении на чердаке. А у денег тем временем находится хозяин, который очень хочет их вернуть (и готов делать за них больно).

7626-neglubokaja-mogila-1358724408

Мне всегда казалось, что Бойл — это такой британский двойник Дэвида Финчера. Посудите сами: оба дебютировали в кино в зрелом возрасте (первый в 34 года, второй в 30), почти ровесники, каждый снял культовый фильм по романам неизвестных на тот момент авторов контркультурной литературы, ставших в итоге дико популярными («На игле» Уэлша и Чак Паланик с «Бойцовским клубом»). Оба к моменту дебютов были вполне успешны (Бойл в театре, а Финчер в рекламе), оба снимают очень профессиональное кино на грани коммерции и авторского высказывания. Режиссёром «Стива Джобса» изначально должен был стать именно Дэвид Финчер, хотя в итоге фильм снял Бойл, и оба сняли фильмы по сценариям Аарона Соркина с небольшим промежутком во времени. Но что особенно близко обоим — это мизантропичный взгляд на жизнь, людей и мир в целом, разница лишь в том, что Финчер в своих фильмах холоден и прагматичен, как сталь хирургического скальпеля, а Бойл, напротив, циничен, преисполнен сарказма и всегда избыточен. Первый препарирует пороки общества, второй их просто расчленяет и хоронит. И особенно явно это видно в «Неглубокой могиле», фильме, где ирония переходит грань между нормой и фарсом.

films_shallow-grave

Бойл не стремится к некой чрезмерной реалистичности, его герои — это такой собирательный образ лондонской молодёжи, пропущенный через призму видения мира режиссёром. Он не особо вдаётся в подробности биографии персонажей, их взаимоотношений друг с другом, не стремится раскрыть природу смерти их постояльца и сущность головорезов, который ищут злосчастный чемоданчик с фунтами стерлингов. Его фильм — это схема, которая вскрывает самые низменные страницы человеческой природы. Своеобразной эпитафией к фильму служат финальные слова, произнесённые, что символично, устами трупа: «О да, я верю в дружбу и считаю, что друзья нужны, но если в один момент окажется, что ты не можешь им доверять — что тогда?».

863_14_screenshot

Дебют Бойла в кино заносит дамоклов меч над всеми нормами человеческого общества: дружбой, любовью, отзывчивостью, пониманием. Он в утрированной, очень прямолинейной манере преподносит историю о том, как жадность превращает друзей во врагов, обычного человека в замкнутого отшельника с затаившимся в душе зверем, разрушает человеческое общество, в котором моральные нормы становятся не более, чем красивым отзвуком прошлого и ничего, по сути, не значат. Не то чтобы это было откровением от Иоанна Богослова, но в целом кино получилось как минимум любопытное. И да, ещё тут есть молодой Юэн МакГрегор, который появится и в следующем фильме постановщика, культовом «На игле», о котором мы поговорим в следующий раз. А «Неглубокой могиле» за хороший показатель для дебютного фильма и в целом крепкое исполнение:

70


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!