Не сказать, что азиатское кино достаточно редкий зверь для нашего проката, однако почти все предыдущие ленты представляли собой слишком самобытные и сложные для не профильного зрителя произведения. Определенную расстановку сил должен изменить фильм «Пылающий», который его режиссер Ли Чхан-дон описывает не иначе как «мистический триллер». Способствовать его успеху должен не только премия ФИПРЕССИ, но и тот факт, что в его основе лежит короткий рассказ знаменитого Харуки Мураками. Хотя, разумеется, на самом деле литературный материал здесь только основа, а волнуют бывшего министра культуры и туризма Южной Кореи совсем другие вещи.
Именно поэтому главный герой здесь не известный писатель с семьей, а молодой аутист, закончивший университет по специальности литературоведение, отслуживший в армии и перебивающийся случайными заработками. Однажды он сталкивается со своей бывшей одноклассницей, которая работает зазывалой на рынке. Она собирается ненадолго уехать в Африку в поисках себя и просит Джонсу в её отсутствие присмотреть за котом. Не в силах противостоять очарованию девушки, он соглашается, но когда Хэми возвращается, то привозит с собой Бена, с которым она познакомилось в кенийском аэропорту. На первый взгляд Бен выглядит как нормальный парень, но что-то в его поведении смущает пока еще несостоявшегося новеллиста.
Не секрет, что для большинства творчество Мураками стало удивительно точным гимном эпохи; этакой поэзией современной жизни, наполненной тоскливым и едва уловимым одиночеством от которого не спрятаться и не скрыться. И самое удивительное, что вопреки солидному возрасту его книг и рассказов (оригинальному тексту под названием «Сжечь сарай» на секундочку стукнуло уже 35 лет) для молодых людей фактически ничего не меняется. Дух безрассудного потребления и неприкаянности до сих пор живее всех живых в условиях, когда ты не можешь никуда уехать и сбежать, в особенности от самого себя.
Поэтому нет ничего неожиданного, что европейские критики все как один подхватили этот легко считывающийся мотив, а затем кинулись искать новые, что, наверняка, может некоторых зрителей отпугнуть и заставить думать, что вставки с выпусками новостей про Дональда Трампа или громогласная северокорейская пропаганда, это все тоже, конечно, неспроста. Хотя, на мой взгляд, это просто определенная деталь быта, призванная подчеркнуть ту самую азиатскую экзотику, о которой житель России имеет самое призрачное представление.
При этом, очевидно, что назвав свое произведение триллером Ли Чхан-дон ни в коем случае не пытался его принизить, но рядовым любителям саспенса и жестокости, делать на сеансе нечего. Потому что они могут просто потеряться за псевдо загадочной фабулой, полной легких намеков и недосказанности, заставляющей зрителя перед экраном испытывать самый сложный и неожиданный букет эмоций. С другой стороны после череды чертовски понятных и довольно очевидных западных фильмов, повернуть свое лицо на Восток будет чрезвычайно кстати, особенно когда станет довольно очевидно, что местная история легко могла произойти и в каком-нибудь Лондоне, Москве или Нью-Йорке, разве что немного изменились социальные детали и окружение, а так же немного пострадал в сторону уменьшения хронометраж.
Но для корейского кино совсем не грех использовать максимально необходимое и подчас избыточные средства, дабы в финале продемонстрировать понятный ответ для не самой очевидной загадки. Собственно, именно в этом, пожалуй, и кроется главный корень проблем «Пылающего», если на каком-то этапе зритель не сможет объяснить для себя, почему, например, Джонсу продолжает поддерживать токсичные для себя отношения и так легко становится одержимым чужими страстями, то и финал не станет для него достойным оправданием траты двух с половиной часов своего времени. В то время, как, на самом деле, больше всего хочется задуматься о том, сколько всего еще необъяснимо пугающего скрывается за мелкими деталями и историями обыденной жизни, выглядящими со стороны как ничего не значащиеся и невинные события. Задуматься, и ужаснуться от осознания того факта, на что идут люди, дабы утолить в себе тот самый Великий голод.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!