Бык — В 90-е убивали людей

90-е годы — эпоха для нашей страны уникальная. Отделившись от нас, казалось бы, совсем небольшим временным промежутком, большинством она воспринимается сейчас едва ли не как какое-то наваждение, застывшее в фильмах и книгах той эпохи. Одни проклинают 90-е и стремятся забыть их как страшный сон, другие —  вспоминают с мечтательной улыбкой на лице, а третьи — соглашаются с Виктором Пелевиным в том, что: “Девяностые вовсе не кончились. Просто раньше они происходили со всеми сразу, а теперь случаются в индивидуальном порядке” (чтобы проверить справедливость этого утверждения, достаточно выехать за пределы МКАДа).

И казалось бы, сказано уже всё, прежде всего, самим временем, а романтизированные бандиты Данила Багров и Саша Белый и по сей день для многих мальчишек примеры для подражания. Но вот выросло поколение, заставшее девяностые разве что в бессознательном возрасте, а потребность высказаться о переломной эпохе осталась. И если лет 10 назад основной темой нашего фестивального кино была суровая жизнь в русской глубинке, то сейчас пальма первенства отошла к рефлексии над девяностыми. 

Это время нередко становится темой для дебютных картин молодых режиссеров: два года назад о них рассказывал Кантемир Балагов в «Тесноте» , сейчас — Борис Акопов в «Быке».

В отличие от уже упомянутой картины ученика Сокурова, фестивальная судьба второго фильма в мире — пока вопрос открытый (из мировых наград картина получила приз программы “К Востоку от Запада” Международного кинофестиваля в Карловых Варах), зато в России фильм вызвал нешуточный интерес, взяв Гран-при Кинотавра и став участником кинофестиваля “Окно в Европу”.

В центре внимания картины — история молодого парня Антона Быкова по прозвищу Бык (Юрий Борисов), главаря преступной группировки, получившего от криминального авторитета задание, которое в дальнейшем кардинально повлияет на его судьбу и судьбы близких.

Основное достоинство «Быке» — это полное отсутствие пафоса, присущего большинству фильмов с подобной тематикой. Это не романтизированная история о крутых ребятах, сколотивших банду и катавшихся как сыр в масле, и не нравоучительное указание на то, как плохо мы жили и как хорошо мы живем теперь. «Бык» — это история о простых людях, которым повезло или не повезло жить в эту сложную эпоху, и каждый пытается приспособиться к ней, как умеет. И именно эта подкупающая простота и искренность заставляют зрителя сопереживать героям, каждого из которых можно по-человечески понять и представить себя на его месте: и Быка, пытающегося защитить свою семью и безукоризненно следующего своим представлениям о чести; и интердевочку Таню (Стася Милославская), мечтающую выйти замуж за иностранца; и безнадежно влюбленного в нее брата главного героя (Егор Кенжаметов), которому предстоит сделать страшный выбор. Финальная сцена, в которой герои слышат знаменитое ельцинское «Я ухожу», как нельзя лучше подводит черту и знаменует собой конец прекрасной (зачеркиваем и оставляем безоценочной) эпохи.

Отдельным плюсом хотелось бы отметить отличную операторскую работу (Глеб Филатов) и звуковую составляющую фильма: музыку к фильму написал сам Акопов, также за кадром звучат знакомые многим с детства песни «Химеры», «Миража», «Анонса» и «Комбинации». Подводя итоги, хочется сказать, что «Бык» — это действительно хорошее кино без неловкого добавления «для дебюта», благодаря чуткости создателей ставшее не просто очередным фильмом про девяностые, а чем-то гораздо большим.

Текст подготовила Арина Хализова.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!