Call of Cthulhu — Безумный улов

1924 год. Эдвард Пирс — ветеран Первой мировой, который после войны подался в частные сыщики. Но вместо расследований он целыми днями глушит виски прямо на рабочем месте, да и клиентов нет уже давно. Напивается детектив не ради удовольствия — его часто мучают жуткие ночные кошмары, в которых фигурируют горы выпотрошенных рыб и оккультные ритуалы. Поэтому нормально спать он может только в алкогольном беспамятстве.

Во время очередного свидания с бутылкой в офис заходит богатый старик и сообщает, что у него для Эдварда есть работа. Дочь визитера, художница Сара Хокинз, погибла вместе с мужем и ребёнком во время пожара в особняке на острове Даркуотер. Официально дело закрыто, а полиция списывает трагедию на несчастный случай, но отцовское сердце чует неладное. Под угрозой лишения лицензии частного детектива, Эдвард принимается за дело и вскоре оказывается на туманном берегу Даркуотера.

Остров оказался гиблым местом. Вокруг шастают пьяницы, гниёт разорванная туша касатки, жуткая моряцкая песня звучит из тусклоосвещенного кабака. Туда-то и направляется детектив, чтобы начать свое расследование.

Call of Cthulhu — новый проект французов из Focus Home Interactive (издатель недавних The Council и Vampyr), основанный на произведениях знаменитого мастера ужасов Говарда ЛавкрафтаИгра получилась действительно хорошей. И от того обидно, что, скорее всего, сразу после выхода она будет обречена на забытье. Грандиозное шествие Red Dead Redemption 2 непременно подпортит продажи многомиллионным блокбастерам на несколько месяцев вперёд, поэтому совершенно непонятно на что надеялись разработчики, выпуская своё детище сейчас. Ведь Call of Cthulhu не ААА-проект, а приключенческий квест, который построен вокруг расследований и диалогов. 

Эдвард не костолом, поэтому полагается на ум, внимательность и дедукцию. Сила в игре используется, но для выбивания дверей и запугивания собеседника — драться придётся редко. Большую часть времени Пирсу придется совать свой нос во все неприметные подворотни. Именно в таких местах разбросаны улики, книги и предметы, которые дополнительно раскрывают историю Даркуотера. Всё это нужно кропотливо собирать для удачного исхода расследования.

Улики необходимы для того, чтобы воссоздать картину на месте преступления. Для этого сыщик входит в особый режим и сопоставляет найденные предметы с произошедшим. Подобная механика была реализована много где. Известный пример — серия игр Batman Arkham. Но в Call of Cthulhu герой может прийти к неполным или ошибочным выводам, что добавляет происходящему интереса.

Книги и артефакты отчасти связаны с прокачкой и влияют на познания в медицине и оккультизме. Чем больше Эдвард нашёл и изучил — тем лучше он разбирается в содержимом мензурок и странных символах, нарисованных то тут, то там. Развитие остальных способностей (красноречие, сила, поиск, расследование, психология) происходит за счет очков опыта. Их, естественно, постоянно не хватает, поэтому стать молодцом во всем не получится. 

Многие задачи решаются по-разному, в соответствии с развитыми навыками. Например, на склад, который стерегут бутлегеры, Пирс может попасть следующими способами: найти компромат и шантажировать им недругов, договориться с их главарем, всех избить или прокрасться через туннель. При этом, второй и третий варианты требуют навыков красноречия и силы. Таким образом. разработчики стимулируют игроков развивать персонажа во всех аспектах относительно равномерно. Но сбалансировать эту систему у них не очень получилось. Так, если у Эдварда не развита внимательность, вы никогда не найдёте тайный шифр на одной из картин Сары или не выведаете у бармена страшную тайну, если Пирс не изучил психологию. В любом случае, тот , кто решит сделать из детектива исключительно силача или балагура потеряют часть нарратива и эмоций от игры. Разговоры в Call of Cthulhu имеют огромное значение и напоминают оные в квестах от Lucas Arts. Почти с каждым жителем Даркуотера можно перекинуться парой слов. Часто игрок волен выбирать фразы, задавать по порядку все интересующие вопросы. Порой приходится действовать методом «агрессивных переговоров», чтобы быстро выбить желаемую информацию. Но будьте готовы к тому, что подобный ход рушит отношение персонажей к герою, и в будущем это ему аукнется.

Из всего вышесказанного может показаться, что Call of Cthulhu — не хоррор, а детектив. И это отчасти верно. Действительно, по настроению игра ближе к произведениям Эдгара По. Стандартных для ужастика скримеров и гипертрофированной жестокости тут немного. Игра пугает антуражем и атмосферой, которые, как раз, и были заимствованы из произведений Лавкрафта. Секта, сбывающиеся кошмарные сны, древний кровожадный бог и встречи с жуткими монстрами. В таких обстоятельствах Пирсу важно не слететь с катушек, поэтому разработчики добавили сыщику шкалу психического здоровья.

Когда Эдвард становится свидетелем настоящей чертовщины, у него начинаются панические атаки. В такие моменты надо бежать без оглядки и успокаиваться в относительно спокойной обстановке. Также у героя могут возникнуть различные фобии, вроде клаустрофобии, которые затруднят прохождение определённых эпизодов игры. Психическое здоровье влияет не только на геймплей, но и на восприятие героем происходящего. За этим интересно наблюдать, а все изменения в рассудке аккуратно заносятся в дневник. Проблемы в Call of Cthulhu тоже есть. Всё прохождение не покидает ощущение какой-то неряшливости игры. При этом багов замечено не было. Неаккуратность касается многих, топорно сделанных, моментов, которые были придуманы, чтобы вызывать сопереживание происходящему на экране, но лишь раздражают. Например, в игре одна из худших битв с боссом в истории. Эдварда запирают в нескольких комнатах, по которым рыщет тварь, способная разорвать его с одного удара. А мы вынуждены искать кинжал, который способен загнать её обратно в одну из картин Сары. Проблема в том, что кинжалов в комнатах куча, и каждый раз когда нам удаётся взять один из них в руки — монстр узнает ваше местонахождение. Подсказка: нужное оружие лежит в комнате слева, в витрине у дальней стены. Чтобы узнать это мне пришлось умереть раз тридцать. Не благодарите.

Примеров столь странных геймплейных решений, которые рушат внутриигровую драматургию — куча. Видимо разработчикам не хватало не только бюджета, но и толкового постановщика и дизайнера уровней. Благо основной сюжет настолько интересный, что продолжать исследовать Call of Cthulhu хочется все равно.

В остальном, получилось хорошо. Хронометраж игры — 8-10 часов. За это время она не успевает надоесть и по итогу легко отпускает с финальными титрами. А в период, когда игры начали требовать все больше времени — это отличный вариант скоротать несколько вечеров, а после, закрыть эту историю навсегда.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!