Леденящие душу приключения Сабрины — Ведьмы, феминизм и адское веселье

У Сабрины Спеллман богатое прошлое. Ещё в 60-х героиня начала появляться на страницах Archie Comics, где мгновенно заручилась фан-базой и стала самой известной ведьмой современности. Ей удалось полностью переосмыслить стереотипы о старухах с высокими шляпами — освежить образ колдуньи, сделав его более поп-культурным и доступным читателю.

Неудивительно, что с ростом популярности Спеллман появилась и на ТВ — в культовом ситкоме 90-х «Сабрина — маленькая ведьма». Как в комиксах, так и в сериале героиня была типично-положительным персонажем — держалась «светлой» стороны и использовала магию только во благо. Ну, по крайней мере пыталась — добрые помыслы-то были, а вот практика заметно хромала. Такой запомнилась привычная всем Сабрина: веселая, оптимистичная и до ужаса приторная. Со временем добрая магия наскучила, а персонаж потерял свою оригинальность — пока не вышел комикс The Chilling Adventures of Sabrina (2014).

Если коротко: это была вторая полноценная хоррор-серия Archie Comics, которая решила сыграть на классике. Что если бы Сабрина оказалась той самой (почти) стереотипной ведьмой? Итог, на удивление, получился даже интереснее оригинала. Причем как в комиксе, так и в новой адаптации от Netflix.

Как и ситком 90-х, «Леденящие приключения» начинаются с кануна 16-летия Сабрины. Единственное отличие — Спеллман с детства знает о своем происхождении, а сама вселенная ведьм предполагает старые-добрые поклонения Сатане, шабаши и прочее адское веселье. У главной героини есть одна особенность — она ведьма лишь наполовину, так как в прошлом её отец женился на смертной. Соответственно, и жизни у Сабрины две — днём и вечером она учится в местной школе, ходит с друзьями и своим парнем в кино, а уже ночами играет с магией.

Однако в 16 Спеллман придётся сделать выбор: отдать себя Темному Лорду (в обмен на силу), либо же остаться с близкими людьми, что вынудит её отречься от ведьминского призвания. Конечно же, героиню это не устраивает, и на протяжении всех эпизодов она будет пытаться найти компромисс.

Подобная завязка может показаться пафосной, но на деле сериал мгновенно разгоняется и выходит за рамки синопсиса уже к концу пилота. «Леденящие душу приключения Сабрины» — это 10 серий чистого мистического хоррора, атмосферы и подростковой драмы, которая НЕ вызывает фейспалмов. После первого же эпизода сериал хочется проглотить разом — он совмещает сразу несколько жанров, при этом уделяя достаточно внимания каждому.

На этом местами погорел недавний молодежный хит «Ривердейл», еще одна экранизация Archie Comics от тех же авторов. Он также замахнулся на триллер, детектив и мелодраму, а по итогу выдал сплошную графоманию лишь с парой интересных решений. «Леденящие приключения» же выдержаны в каждом аспекте. Сериал насыщает атмосферой провинциального городка, показывает ламповые будни Сабрины и её друзей, а после погружает в чёрную магию с ритуалами и сатанизмом.

Первые серии делают акцент как раз на знакомстве с городом Гриндейл и «смертной» жизнью Спеллман. Сабрина вместе с тётушками Хильдой (Люси Дэвис), Зельдой (Миранда Отто) и двоюродным братом-гомосексуалом Амброузом (безумно харизматичный актёр-новичок Шанс Пердомо) живут в особняке, а по совместительству местном похоронным бюро. Зельда — непреклонная и злая стерва, постоянно абьюзящая свою добродушную сестру-простушку, когда Амброуз практически занял роль ситкомовского Салема. Да, фамильяр Сабрины здесь не говорит — колкие шутки теперь отпускает брат Спеллман, а у кота появилась более важная роль. Но об этом позже.

Парень же Сабрины Харви Кинкл (Росс Линч) исполняет всё того же милого, но бестолкового простака — а вот сама главная героиня стала в разы интереснее. Это больше не наивная дурочка, но характерный персонаж, за действиями которой приятно наблюдать. Хотя бы потому, что она берёт всё в свои руки, а не отшучивается или цепляется за второстепенных персонажей, как это обычно случается с героями-подростками. В «Леденящих приключениях» Сабрина — настоящая икона феминизма, от чего сериал только выигрывает. Ведь именно такой Спеллман была создана изначально — ведьмой-бунтаркой и разрушителем стереотипов.

18-летнюю актрису Кирнан Шипку можно назвать идеальной Сабриной, которую только можно было представить в адаптации. Шипка полностью соответствует характеру своего персонажа — а актриса выдаёт перфоманс, который действительно пробирает до мурашек. Забавно, что в 15 лет Кирнан уже играла приспешницу Сатаны в психологическом хорроре «Февраль». Там, правда, все было куда запущеннее — с жертвоприношениями и отрубленными головами. Впрочем, перерезать глотки Шипка успевает и в Сабрине.

Мистическая же часть «Леденящих приключений» практически не отличается от своего оригинала. Комикс уделял огромное внимание антуражу — подробно расписывал лор, усиленно погружая читателя в атмосферу (особенно это выражается в визуальных приемах и цветовом контрасте). То же происходит и в сериале — нас детально знакомят со всеми ритуалами, системой обучения в ведьминской академии и, грубо говоря, диктатурой Сатаны. Которой как раз и противостоит Сабрина, пытаясь отвоевать своему роду право на свободу.

Самое главное — ничего из этого не вызывает скуку. «Леденящие приключения» переосмысливают вселенную Сабрины, пичкают её мелкими деталями, которые со временем формируют целые закономерности и настрой. Например, в моду вернулись длинные латинские заклинания. Одного взмаха пальцем уже недостаточно, поэтому ведьмы зачитывают целые мантры, прямо как в британском мини-сериале «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», и полагаются на амулеты. Фамильяры (гоблины, превращенные в животных) тоже перестали быть обузой — и пускай мяуканье Салема понимает только Сабрина (у них что-то вроде ментальной связи), зато теперь кот за кадром разрывает монстров и защищает хозяйку от проклятий. Да и в целом образ питомца стал в разы эпичнее.

Еще один плюс свежего произведения Netflix — достаток крипоты и мрака. Хоррор здесь действительно пугает, пускай и разбавляется комичным тоном повествования. Тут есть и изгнание дъявола, и некромантия, и ментальные пытки в угоду 13-ти некогда повешенным салемским ведьмам. Через все это проходит 16-летняя героиня бойко и без всякого нытья. Конечно, ей помогает гиковатый Амброуз, друзья и Салем, который из брюзги стал настоящим защитником. Но в основном Сабрина справляется со всем в одиночку, а когда что-то идёт не так, то сама же пытается все исправить.

Феминизм параллелью проходит по всему сериалу — он же придаёт «Леденящим приключениям» свежего взгляда и какой-никакой выразительности. Минус лишь в том, что его не везде дожали. Если в арке про Сабрину-ведьму феминизм процветает, то в школьной жизни о нем говорят лишь первые эпизоды, после чего напрочь забывают. Там Спеллман вместе со своими подругами (темнокожей активисткой и томбоем) организуют группу поддержки для девушек, подвергшихся харассменту. Однако тематика буллинга поднимается только в 2-3 эпизодах — затем о ней, как и о группе, напрочь забывают. Это единственное, что оставляет неприятный осадок — так как явно было добавлено с умыслом подсластить тенденциям, а не грамотно развить реально существующую проблему.

В остальном «Леденящие душу приключения Сабрины» можно уже заведомо назвать эталонным тв-шоу Netflix. Сериал впитывает практически весь мейнстрим, но ни на секунду не пытается им душить. Он последовательно вплетает ведьм в феминизм, совмещает магию с дайвёрсити, в итоге формируя цельную миллениальскую сказку XXI века. И в этот раз ею действительно хочется гордиться.

Автор: Егор Парфененков


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!