Атлантида — Игра в Лавкрафта

Есть специфическая категория фильмов, называется «фильм-зачем» или даже фильм-вопрос. Такое кино существует, как последователи секты «Звенящие кедры России», или как фейерверки Джубили из «Людей Икс», или как люди, что носят солнечные очки в снегопад. Экзистенция в чистом виде, бессмысленная и беспощадная, ничем не обоснованная. «Атлантида» — это как фильмы вроде российской «Мантикоры», или «Мстителя» Фрэнка Миллера, или даже сиквела «Города грехов». К ним не возникает никаких вопросов, кроме — зачем?

Спрашивать это хочется с завязки сюжета. Начало Первой Мировой, молодой метеоролог прибывает на отдалённый остров посреди океана, чтобы заступить на смену в не очень райском местечке ровно на год. Потом выясняется, что он не совсем в одиночестве: во-первых, на острове присутствует местный смотритель маяка, и он не помнит, куда делся предыдущий наблюдатель, которого должен был сменить новоприбывший ученый. Во-вторых, очень быстро герой знакомится с местными обитателями — жабообразными человеками, что в немалых количествах вылезают из воды по ночам и стремятся сожрать не ожидавшего такой компании метеоролога.

Это не спойлер — фильм знакомит зрителя со склизкой подводной братией минут через десять после начала. Когда же выясняется, что у заросшего бородой смотрителя маяка есть ручная «человеколягушка», которую он вдобавок регулярно окучивает в постели (вспомним недооцененный фильм «Химера»), становится ясно, что история ни разу не тянет на звание хоррора, как заверяют прокатчики. Есть один журналистский штамп — обзывать практически любую историю с религиозным подтекстом «притчей». Так вот, «Атлантида» — это притча с евангельскими аллюзиями в самом худшем смысле этого определения. Серьёзность, с которой авторы рассказывают свою историю, пугает похлеще любых скримеров.

Когда в сюжете появляются склизкие подводные жаболюди, в могилке Говарда Ф. Лавкрафта кто-то тут же начинает барабанить изнутри. Режиссёр Ксавье Жанс, до этого отметившийся на лоне ужастиков трешовым месивом с неонацистами «Граница» и дурацким «Хитмэном» 2007 года, не скрывает своих источников вдохновения. Герой найходит таинственные дневники своего предшественника, в которых много красивых иллюстраций, изображающих дагонообразных тварей. На суше лежит скелет неизвестной науке гигантской рыбы. Смурной смотритель маяка каждую ночь обороняется от нашествия местных безыскусных ктулху, пока его хладнокровная (буквально) подруга завывает странную песнь, призывая своих собратьев.

Самое ужасное, что может случиться при таком благоприятном поначалу раскладе — фильм, оставив лавкрафтовскую недосказанность, ударится в нравоучения и морализаторство. Именно это с «Атлантидой» и происходит. Ты смотришь красиво поставленную, но заведомо вторичную историю «возлюби ближнего своего». На фоне идёт локальный апокалипсис (война в Европе), а в это время на маленьком забытом всеми островке (читай — первозданном мире) чинят пересуд условный старый деспот-ксенофоб и благородный человек, способный любить тех, кто не похож на него. Всё это звучит до того банально, что кажется, будто сейчас вылетят Бэтмен с Суперменом и позовут метеоролога в Лигу Справедливости.

Всё это уже было в миллионах фильмов и книг до этого. Библейские аллюзии, метафорические обобщения и размышления о том, что такое человечность, напополам с размазанным по фильму экшеном, завязанным на отстреле прущих из-под воды дагонят. Кому нужен этот странный, насквозь вторичный, пусть симпатичный, но бездушный Франкенштейн — непонятно. Это тот самый «фильм-зачем». Он просто существует, как дорогие диски от BMW, поставленные на отечественные «Жигули» — красиво, но совершенно бессмысленно.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!