Уверен, что большинство из вас, открывая этот текст, ожидали увидеть подзаголовок о «Дьяволе из Адской Кухни», но, к сожалению, такой вариант вступления был бы слишком банальным. В случае со «Сорвиголовой» вряд ли данное шоу могло получиться именно таким, каким оно в итоге стало, если бы Marvel заключили итоговый контракт на 5 сериалов по своей вселенной с каким-нибудь другим каналом или сервисом. Признаться, об этом даже не хочется думать.
Разумеется, предпосылки к тому, что и с третьим ТВ-детищем студия не прогадает, безусловно, были. Ключевая из них заключается в том, что шоуранеру разрешили в кои-то веки сделать продукт, который ставил своей основной задачей не вписать героя в некую кинематографическую вселенную, а просто рассказать историю его становления. Говорят, что в случае с «Константином» были такие же установки, но там все же очень сильно чувствовался диктат канала, следившего почему-то не за итоговым общим качеством, а затем, чтобы персонаж не курил в кадре. Все мы в итоге знаем, куда это шоу привело. А вот в случае с Daredevil творческая свобода позволила продюсерам создать чуть ли не одно из лучших супергероических произведений. Уж на ТВ так точно.
Честное слово, уже буквально на первом эпизоде сериала по-хорошему офигеваешь. А после второго не желаешь ничего знать ни об «Агентах ЩИТа», ни о «Готэме», ни уж тем более о продукции CW. Стивен С. ДеНайт (сериал «Спартак»), используя отличный сценарий и наработки Дрю Годдарда («Хижина в лесу»), буквально сталкивает зрителя с совсем непривычным, новым миром Marvel, который похож не на комикс, а на реальный мир. Нью-Йорк здесь по большей части это не высотки Даунтауна и Мидтауна, это жирная и грязная клоака района Клинтон, так же известного в народе как «адская кухня», на которой «варятся» самого разнообразного рода криминальные элементы и их производные.
Однако для Мэтта Мёрдока — слепого адвоката днем и народного мстителя ночью, «кухня» является домом, поэтому он не может не замечать происходящие процессы. И там, где законные методы перестают действовать, в дело вступают его кулаки. Но если кто-то вдруг подумал, что Marvel и Netflix объединили свои усилия только для того, чтобы создать сериал про «мордобой», то он сильно ошибается. Драки, конечно, на экране выполнены на каком-то божественном уровне (концовка второй серии в этом вас убедит), но история, строящаяся вокруг них, гораздо важнее.
Независимость от рейтингов или количеств пауз для рекламы позволяет любому постановщику шоу для Netflix отойти от привычных канонов телевизионного повествования. Поэтому здесь никогда не бывает сумбурного сюжета, персонажей вводят постепенно, и никто не позволяет каких-либо серьезных глупостей. В итоге получается безукоризненная криминальная история, в которой адекватно смотрится и необычный парень в маске, и меткие реверансы в сторону больших блокбастеров.
На самом деле Сорвиголова, что в комиксах, что даже в фильме 2003-го года (о чьих сюжетных достоинствах сейчас, конечно, рассуждать не стоит) был располагающим к себе персонажем. Как же, первый зарегистрированный супергерой-инвалид, которому удается совершать невероятные вещи! Но в интерпретации ДеНайта и исполнении Чарли Кокса симпатия между зрителем и протагонистом возникает чуть ли не мгновенно. По понятным причинам перед героем встают и вопросы морали, но решает он их более естественно, чем с десяток киносупергероев до него. Даже традиционное «я герой, которого этот город заслуживает» звучит не как клише, а как единственная верная для ситуации реплика, особенно, учитывая ЧТО ей предшествовало.
Но трудно сделать хорошего героя без выдающегося злодея. Сорвиголове удалось получить его в виде Уилсона Фиска, которого блестяще сыграл Винсент Д’Онофрио. Его удивительная мимика и манера говорить останутся с вами надолго, несмотря на то, что первые 3 эпизода он даже не присутствует толком в кадре. Темная атмосфера шоу заставляет самостоятельно домысливать образ могущественного, криминального босса, который впоследствии совсем не расходится с реальностью. У него, конечно же, есть «человеческое лицо», и даже в целом благие намерения, но в память при этом врезается не то, что он хочет «спасти этот город», а то, сколько трупов он сделает по пути осуществления этой мечты.
К слову о трупах. Marvel и Netflix совсем не поскупились в своем «кейт бланшете» даже на рейтинг, сделав «Daredevil» своим третьим после «Blade» и «The Punisher» проектом с цензором «18+». Поэтому своим родителям, бабушке и даже, возможно, девушке советовать такой продукт надо с осторожностью. Некоторых зрителей местные сломанные ноги, вывернутые руки, пробитые до самых мозгов головы и прочее могут заставить отворачиваться от экрана. Но именно таким злобным и мрачным стал «Сорвиголова» на пике своей популярности, когда сюжет к нему стал писать великий Фрэнк Миллер. Так что можно сказать, что это в определенной степени экранизация именно этого отрезка из комикс-истории знаменитого супергероя. И слава Богу, потому что если сериал пошел бы по пути истоков, то ему, например бы, пришлось вводить начальный, во всех отношениях идиотский оригинальный желто-черный костюм.
Но комиксы не были единственным источником вдохновения. Сами создатели уверенно говорят о 70-х годах (когда, к слову, печально известный район «Адской кухни» вышел на пик своего криминального потенциала) и кинематографе того времени: от «Таксиста» до «Собачьего полдня». Естественно, такие ориентиры привели к тому, что местами от шоу по-хорошему веет «Breaking Bad» или к «The Wire», особенно подобные ассоциации начинают срабатывать на финальной серии под арию в исполнении Паваротти, которую вполне мог завершить Доминик Уэст со своим бессмертным: «Что же я, блин, наделал?».
В такие моменты начинаешь понимать, что твои изначальные подколки в сторону других сериалов о героях комиксов были не совсем корректны, как и напрашивающиеся призывы отдать все экранизации ТВ-комиксов Netflix. Это было бы неправильно и привело бы нас к однотипному контенту. Конечно, многим хотелось, чтобы «Arrow» был менее дурацкий, «Gotham» более серьезный, а «Агенты» более стабильный, но каждый из них в своей нише, с оговорками, но хорош. Учитывая, что жизнь мы познаем и сравниваем на контрастах, именно их наличие на обычных эфирных каналах делает впечатление от «Daredevil» таким мощным, незабываемым и позволяющим превозносить данное шоу на фоне всех остальных сериалов этого года.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!