Day of the Tentacle Remastered — Воспоминания из детства

Разработка игры — коллективное творчество, во главе которого стоит один человек, отвечающий как за процесс, так и за финальный результат. В студии Lucas Arts образца 1993 года этим человеком был Тим Шейфер, под руководством которого в том же году и вышла Day of the Tentacle, ставшая одной из самых высокооценённых и известных квестов. Сегодня она регулярно попадает в топы лучших игр на PC всех времён, а также делит высшие места среди игр своего жанра. Все, кому небезразличны квесты, обязательно либо слышали о Day of the Tentacle, либо даже играли. Почему «даже»? По современным меркам игра очень и очень старая, запускать её на современных системах — значит заранее смириться с частыми багами и глюками, потому что более 20 лет её никак не поддерживали и не обновляли. К тому же, Day of the Tentacle — довольно сложный квест, что также отталкивало потенциальных игроков, которые были бы не против знакомства с классикой. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто в середине 90-х был уже достаточно продвинутым, чтобы играть на компьютере, и образованным, чтобы знать английский язык. Эти счастливчики застали золотое время квестов от Тима Шейфера и компании. До сегодняшнего дня о Day of the Tentacle могли отзываться либо: «Помню, играл, люблю», либо: «Что-то слышал, говорят хороший квест». Последние годы можно с уверенностью назвать временем Remastered-игр: постоянно выходит с десяток отличных игр нашего детства. Это касается и студии Тима Шейфера Double Fine, которая уже успела выпустить Grim Fandango Remastered, а в этом году готовит обновленную Full Throttle. Можно по-разному относиться к выпуску ремастеров, но именно благодаря подобной практике сегодня мы можем снова сыграть в замечательную Day of the Tentacle Remastered.

20160319150847_1

Day of the Tentacle является косвенным продолжением игры Рона ГилбертаManiac Mansion 1987 года, что, однако, не мешает воспринимать игру Шейфера как отдельную и полностью самостоятельную историю. Если Maniac Mansion высмеивал низкобюджетные фильмы ужасов того времени, то Day of the Tentacle прежде всего можно сравнить с кинотрилогией «Назад в будущее». В первые десять минут игры, мы узнаём, что сумасшедший профессор построил специальное устройство для загрязнения воды в ближайшей реке. Также у профессора есть два разумных щупальца — результаты его прошлых экспериментов. В отличие от доброго зелёного щупальца, фиолетовое отличается особенно неприятным характером. Оно решило, что будет хорошей идеей выпить воды в загрязнённой реке, и оказалось право: благодаря токсинам у него выросли руки, и к тому же серьёзно повысился интеллект. Что будет делать злое умное щупальце? Правильно — захватывать мир. Чтобы помешать этому плану осуществиться, профессор зовёт на помощь трёх друзей, которые должны переместиться во вчерашний день и помешать эксперименту с загрязнением реки. Путешествие во времени вышло неудачным: студентка перемещается на двести лет в будущее, где щупальца уже захватили мир; рокер попадает на двести лет в прошлое, когда государственность США только зарождалась, а третий персонаж так и остаётся в настоящем. С этого момента и начинается игра.

20160319155621_1

В любой момент вы можете переключаться между персонажами и разгадывать головоломки. Персонажи могут обмениваться небольшими предметами через машину времени, чем помогают друг другу в разных ситуациях. Также действует принцип, что измения в прошлом, непременно сказываются на настоящем и будущем. Day of the Tentacle — одна из немногих игр, где путешествия во времени сделаны не просто для галочки, но они напрямую влияют на геймплей, изменяя подход игрока к решению головоломок. Например, чтобы получить уксус вам придётся взять бутылку вина в прошлом и положить её в капсулу времени, которую откроют ровно через четыреста лет, именно в том времени, где очутился один из персонажей. Вино превратилось в уксус, а значит, его можно передать третьему персонажу в другой эпохе. Действие разворачивается на территории одного дома, но это не делает игру однообразной. Интерьер особняка и населяющие его постояльцы сильно меняются в зависимости от временного периода. В прошлом вам повстречаются отцы-основатели США, которые не могут придумать, с чего начать писать будущую конституцию страны. В настоящем мы сталкиваемся с жильцами разной степени вменяемости, снимающими комнаты в особняке. В будущем полдома отведено под питомник, а на верхних этажах проходит смотр людей в номинациях «Лучшая улыбка», «Лучший смех» и «Лучшая причёска».

20160319161833_1

Как нетрудно догадаться, разработчики Day of the Tentacle высмеивают всё, что только можно. Нет такой строки диалога, где не проскользнула бы шутка, нет такой комнаты, в которой не было бы отсылок на кино и другие игры. В самой первой комнате можно застрять на десять минут, разглядывая каждую картину или документ в рамочках на стенах и слушая, как персонаж их комментирует. В лучших традициях Тима Шейфера, юмор в игре отличает хороший вкус, доступность для всех возрастов и полное отсутствие какой-либо пошлости. Юмором пропитана вся история и каждая головоломка. Разгадывать последние, к слову, действительно непросто, но нельзя сказать, что они не отличаются логикой и смыслом. Загадки требуют работы ума, ставя игрока в новые рамки связанные с путешествиями во времени, чем поначалу сильно сбивают с толку, но позже доставляют одно удовольствие. Для их решения требуется не только учитывать фактор времени, но и особенности управления и взаимодействия с миром игры. В начале 90-х было абсолютно нормально, что игрок мог выбрать, как взаимодействовать с предметов между девятью (!) разными вариантами, среди которых: открыть, закрыть, толкнуть, потянуть, взять и т.д. Чуть позже уже в играх Lucas Arts выработалась система управления, которую использует большинство современных квестов — только три команды: использовать, посмотреть, поговорить. Оригинальная Day of the Tentacle ещё не знала подобного подхода и изобиловала различными командами для взаимодействия с предметами. Эта же особенность перешла и в ремастер, но не потому, что разработчики поленились её обновить, а потому что отдельные головоломки требуют именно такого мудреного управления. Тем не менее, интерфейс претерпел некоторые изменения, благодаря чему в игре трудно запутаться, даже если сильно захотеть.

20160319145652_1

Но интерфейс не единственное, что преобразилось в новой версии. Помимо очевидной поддержки современных систем, игру полностью перерисовали. Теперь легко спутать Day of the Tentacle с мультфильмом с гладкой и приятной анимацией, в то время как оригинальная версия отличается низким разрешением и общей нечёткостью рисунка. Но если вам не по душе подобные изменения и хочется «как встарь», то по нажатию кнопки игра, как и её персонажи, перемещается во времени, и вот у вас уже ровно та самая Day of the Tentacle 1993 года. Для особо ярых фанатов Double Fine сделали отдельный пункт в меню, где можно посмотреть многие арты времён разработки, а также предусмотрели специальный режим прохождения с комментариями разработчиков (первый раз лучше проходить без них, т.к. голоса часто заглушают диалоги игры). Вообще, обновлённую версию Day of the Tentacle можно приводить в пример как одну из самых качественных Remastered-игр. Современный визуальный ряд, перезаписанная в улучшенном качестве музыка и упрощённый интерфейс идут игре на пользу, но и те, кому всё это не нужно, не останутся обиженными, ведь теперь она отлично работает и на Windows 10.

Единственное, к чему можно придраться, — глубина сюжета. И дело не в том, что сам сюжет бредовый и пародирует всю массовую культуру начала 90-х — это как раз самая лучшая его часть. Day of the Tentacle воспринимается как аттракцион с запоминающимися персонажами и качественным юмором. В последующих проектах Тим Шейфер затрагивал всё более серьёзные темы и вопросы, особенно этим отличаются Grim Fandango и Broken Age. Вспоминая же Day of the Tentacle, вы будто оказываетесь в компании хороших друзей, с которыми в детстве угодили в передрягу: о ней смешно вспоминать и рассказывать остальным. В то время как, к примеру, Grim Fandango заставляет задуматься о многих аспектах жизни и даже смерти, что нечасто можно встретить в играх в целом. Многие могут не согласиться, что вообще уместно сравнивать эти игры, однако их создавал один и тот же человек. И всё же без Day of the Tentacle не было бы того Тима Шейфера, которого мы знаем, и тех его игр, которые мы любим. Даже раннее творчество такой личности может похвастаться невероятным качеством исполнения, с которым могут сравниться лишь единичные проекты.

Сегодня можно говорить о Day of the Tentacle Remastered как об образцовом переиздании игры, в которую должен сыграть каждый ценитель квестов. Играя в Day of the Tentacle, вы как будто побываете в том самом приятном воспоминании детства, не раз и не два посмеётесь в голос и надолго получите заряд хорошего настояния.

95

Версия игры на обзор была предоставлена студией Double Fine.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!