Days Gone от орегонской Bend Studio с самого анонса была аутсайдером среди линейки AAA-эксклюзивов PS4. Сперва её обвиняли в излишнем сходстве с The Last of Us (действительно, ведь обе — AAA-игры с зомби от Sony!), позже ругали за недостаточно вылизанное геймплейное демо на E3 2018. В итоге игра вышла и получила крайне сдержанные оценки — на момент написания статьи её средний балл на Metacritic остановился на 71 из 100. В глазах геймеров, считающих любую игру с оценкой ниже 8/10 «помоями», Days Gone стала «провалом». Опасения можно понять: даже абсолютно невыразительную Rage 2 оценили выше (74 из 100 у версии для Xbox One)!
Проблема в том, что хотя Days Gone очень далека от идеала, она является одной из самых интересных («добротных», если хотите) игр 2019 года. В доказательство тому — первое место в британском чарте продаж второй месяц подряд и пользовательская оценка на Metacritic (которая, как правило, ниже среднего балла от критиков).
Не по правилам
На репутацию «странной игры» у Days Gone работает даже продолжительность порядка 40 часов. Это время уйдёт именно что на прохождение сюжетной кампании, а не на полную зачистку карты, которая займёт ещё часов 20. Это почти что уровень основной линии квестов «Ведьмака 3» — одной из самых масштабных RPG уходящего поколения. Разумеется, подсознательно хочется сравнить Days Gone с другими экшен-приключенческими играми, которые проходятся вдвое, а то и втрое быстрей. И тут по инерции делаешь абсолютно необоснованный вывод: «Значит, она очень затянута».
Но это не так. Days Gone просто никуда не торопится, события в ней развиваются с более человеческой скоростью, чем в концентрированных блокбастерах Naughty Dog. Главный герой Дик посещает полдесятка поселений, у каждого из которых есть собственная сюжетная линия. Главная цель байкера несколько раз меняется в зависимости от обстоятельств, события всегда остаются довольно локальными. Здесь никто не пытается спасти мир — и это глоток свежего воздуха.
Возможно, такое сравнение отпугнёт ещё сильнее, но больше всего зомби-приключение от Sony Bend напоминает просмотр «Ходячих мертвецов». Причём нескольких сезонов залпом. В том смысле, что зомби здесь сразу уходят на задний план, а в центре сюжета исключительно люди, сообщества, идеологии. И это интересно благодаря весьма достойному сценарию, умело огибающему осточертевшие жанровые клише. Здесь с десяток запоминающихся персонажей, а каждый сюжетный квест имеет ценность.
Вот и получается, что продолжительность у игры «честная», но для многих это всё равно будет минусом. Даже мне в какой-то момент хотелось, чтобы всё уже закончилось, потому что я решил пройти её залпом и оказался совершенно не готов к тому, что меня ждало. Иронично, но если бы Sony Bend разделила Days Gone хотя бы на две игры, то наверняка бы от этого выиграла.
Лицом не вышел
Дик — ни разу не располагающий к себе протагонист. Ему совершенно не сопереживаешь, а порой и вовсе недоумеваешь, почему приходится играть именно за него. За это игре, разумеется, тоже досталось от критиков.
И это очень нелестно показывает современную индустрию, недовольных журналистов и игроков. Ведь главное действующее лицо не обязано быть привлекательным внешне или морально. Но большинство почему-то привыкло видеть либо однозначных героев, либо злодеев (потому что злодеем быть весело), «запретив» протагонистов явно в «серой зоне» морали. Первые часы Дик именно такой: грубит всем подряд, не рвётся никого спасать, совершает серьёзные ошибки и не имеет какой-то «искупляющей» его в глазах игрока цели. Такой образ идеально работает для того, чем Days Gone хочет быть, истории про кочующего байкера, который «фрилансит» после конца света и старается не лезть в чужие проблемы. Никакого героизма, только приспосабливание и выживание — что может быть более человечным?
Естественно, по мере прохождения к Дику постепенно привыкаешь и начинаешь лучше к нему относиться. Нет, «приятным» его не назовёшь, он скорее тот друг-приятель раздолбай, который время от времени просит немного денег взаймы и ты даёшь их, не рассчитывая когда-либо получить назад.
Трудности… вообще всего
Главный же бич Days Gone, который невозможно оправдать — её техническое исполнение. Игра выглядит весьма симпатично (особенно на телевизорах с HDR), байк управляется здорово, в целом всё играбельно… Но на этом комплименты заканчиваются.
Никогда в жизни я не видел, чтобы эксклюзив Sony работал настолько паршиво — на базовой PS4 у игры постоянно чудовищно проседает FPS, особенно часто это происходит при езде на байке. Bend Studio уже очень давно не делали игр для домашних консолей, Days Gone — одновременно их первый проект для PS4 и первый open-world. Тем более странным выглядит решение использовать для этого Unreal Engine 4, едва ли приспособленный для открытых миров. Почему нельзя было одолжить движок у кого-нибудь из коллег, как сделал, например, Кодзима (у Death Stranding общее «сердце» с Horizon Zero Dawn)?
В результате игра во всем опирается на «костыли» (мотоциклы тут — это машины, у которых скрыта лишняя пара колёс) и переполнена загрузочными экранами. Загрузка — катсцена — минута геймплея — загрузка — ещё ролик на две секунды — загрузка — экран завершения миссии. Последний раз я видел такое в совершенно проклятой Sonic the Hedgehog 2006 года, игре прошлого поколения консолей. Но на этом странности не заканчиваются.
Игра зачастую рушит ощущение открытости мира, для старта каждой миссии герой подъезжает к определённой точке, затем наблюдает ускоренную смену времени суток, и только потом приступает к заданию. Я не знаю, что творится в коде Days Gone, но один раз игра не давала мне пройти по сюжету, «спрятав» квестового персонажа за непроходимой стеной… потому что считала, что я нахожусь на другом задании. Мой случай не единственный — в Сети хватает жалоб от людей, которые не могли продвинуться по сюжету и были вынуждены ждать новых патчей.
Более мелких проблем ещё больше: полторы недели я ежедневно выкладывал в Twitter «вести с полей» с различными багами. Иногда игра переставала прогружать текстуры, некоторые враги воскресали и становились неуязвимыми… Но лучший момент, конечно, был во время моей первой стычки с ордой зомби. После нескольких смертей в игре что-то сломалось и у моего мотоцикла включился «режим бога»: зомби умирали (скорее, удалялись из игры), как только касались багажника.
Всё это происходило на довольно поздней версии игры с кучей установленных патчей. Которые, надо сказать, весили немало.
Жизнь продолжается
Несмотря на не слишком высокие оценки Days Gone, кажется, неплохо продаётся и заканчивается на относительном клиффхэнгере. Хочется верить, что Sony не зарежет франшизу после первой игры и уже набравшуюся опыта Bend Studio ждёт триумф на следующей консоли компании. Тем более что первая часть наверняка будет переиздана на PS5, где будет выглядеть получше, не тормозить и (хочется верить) избавится от большинства технических огрехов.
И именно тогда я бы советовал дать Days Gone второй шанс. Она его заслуживает больше, чем многие другие игры. Хотя бы из-за любовно воссозданного Орегона и какого-никакого раскрытия довольно редкой для AAA-игр байкерской темы.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!