Диванный смотр — выпуск 1: Великие фильмы, которые не получили «Оскар».

Диванный смотр — новая еженедельная рубрика, в которой мы будем советовать вам хорошее кино на выходные. Темой первого выпуска стал «Оскар», точнее великие фильмы, которые, почему-то, не смогли получить заветную статуэтку.
«Психо» (Psycho), 1960
Номинации: Лучшая режиссура, Лучшая операторская работа, Лучшая работа художника-постановщика.
Кому уступил: «Квартира» (The Apartment).

Magnum opus режиссёра Альфреда Хичкока, который стал культовым как у зрителей, так и у критиков. По сюжету, красавица Мэрион крадёт огромную сумму денег, чтобы обеспечить новую жизнь себе и женатому любовнику. Скрываясь, она останавливается в полузаброшенном «Мотеле Бейтсов», где знакомится с его загадочным владельцем.

Британский киновед Родин Вуд назвал фильм «одной из ключевых работ нашего столетия», а критик Питер Коуи охарактеризовал «Психо» как «не только величайшим творением Хичкока, но и самым умным и волнующим фильмом ужасов, который он когда-либо создал». Но Американская киноакадемия картину не оценила, и триумфатором «Оскара» в 1961 году стала «Квартира» — далеко не лучший фильм Билли Уайлдера («В джазе только девушки», «Сансет бульвар»). Однако, незабываемый саундтрек, беспрецедентные сюжетные повороты и рефлексия Хичкока о природе преступления, делает «Психо» точкой отсчета для большинства триллеров следующих 50 лет.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), 1964
Номинации: Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучшая мужская роль, Лучший адаптированный сценарий.
Кому уступил: «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady).Кубрик разбирает феномен Холодной войны и сопутствующей бессмысленной ненависти по полочкам, без цинизма, с помощью юмора. «Доктор Стрейнджлав» — одна из наиболее тонких работ мастера, которая так сильно опередила своё время, что столкнулась со стеной непонимания, и, как следствие, с треском проиграла заветные статуэтки местечковой мелодраме о любви богача к простушке. И если решение Академиков присудить награды доступному для массового зрителя кино, вполне понятно, то обделить «Оскаром» Питера Селлерса — преступление против кинематографа. В одном фильме актёр сыграл три совершенно непохожих друг на друга роли — капитана ВВС, президента США и самого доктора Стрейнджлава — эксцентричного немецкого ученого, который когда-то работал на Третий Рейх, а теперь трудится во славу демократии.
«Апокалипсис Сегодня» (Apocalypse Now), 1979
Номинации: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий.
Кому уступил: «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer).

Давайте сразу уточним, «Крамер против Крамера» — замечательный фильм. Он отлично срежиссирован и гениально разыгран дуэтом Дастина Хоффмана и Мэрил Стрип. Но глупо спорить, что произведение Копполы — вещь эпохальная, и в 1980, все «Оскары», в главных номинациях, должен был получить именно он.

Сперва история кажется незамысловатой. Спецагент Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) получает приказ найти и убить сумасшедшего полковника Уолтера Курца (Марлон Брандо) , который ушёл вглубь Вьетнама и создал там собственное королевство. Во время поисков, киллер поневоле, проникается личностью своей жертвы, а зритель наблюдает сюрреалистические ужасы войны. «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума», — говорил Коппола о своем детище. Именно поэтому забыть «Апокалипсис Сегодня», как и остаться равнодушным после увиденного, решительно невозможно. Столь надрывно высказываться способен лишь человек, прошедший через настоящий ужас. Видимо поэтому, изнеженные киноакадемики сделали вид, что такой фильм не заслуживает их внимания, отметив наградами лишь звук и операторскую работу.

«Славные парни» (Goodfellas), 1990
Номинации: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучшая актриса второго плана, Лучший монтаж.
Кому уступил: Танцующий с волками (Dances with Wolves).

Генри Хилл (Рэй Лиотта) всегда мечтал стать гангстером. Чтобы достичь желаемого, он, вместе с другом Тони (Джо Пеши), занимается кражами, продажей наркотиков и заказными убийствами. Исполнительных ребят замечает криминальный авторитет Джими Конвеем (Роберт де Ниро). Он вводит Генри в «большую игру», и оказывается, что бандитский мир совсем не похож на грёзы главного героя.

Без дураков, великий гангстерский фильм Мартина Скорсезе, который уступил «Оскар» скучноватому вестерну с Кевином Костнером. В итоге, о «Танцующем с волками» помнят, разве что индейцы, у которых картина вызывает лишь смех. Дело в том, что фильм был снят на языке лакота, и некоторые актёры, для съёмок, освоили неправильный диалект. В свою очередь, «Славных парней» любят за динамичность, увлекательность и невероятную точность в описании быта начинающего мафиози. Ну и за этот великий момент, который принес статуэтку Джо Пеши, как лучшему актеру-мужчине второго плана, конечно, тоже.

Район №9 (District 9), 2009
Номинации: Лучший фильм, Лучший монтаж, Лучшие визуальные эффекты, Лучший адаптированный сценарий.
Кому уступил: «Повелитель бури», (The Hurt Locker).Инопланетяне прилетели на Землю и зависли в небе над Йоханнесбургом. Нетерпеливые люди решают сами пойти на первый контакт, но вместо ожидаемого сверхразума находят моллюсков (такое название получили пришельцы) — уродливых и туповатых гадов, не способных дать человечеству хоть что-то. Нежелательных гостей быстро заселяют в гетто, а через пару лет решают переправить в аналог концлагеря.

«Район №9» — полнометражный дебют Нила Бломкампа и, вероятно, один из лучших фантастических фильмов начала этого века. Как любое хорошее научно-фантастическое произведение, картина не развлекает, а рассказывает зрителям об актуальных проблемах. В данном случае, на орехи досталось: политике глобализма, расизму, ксенофобии и манипулируемости общественным мнением. При изрядном количестве тем, большинство раскрыто, как минимум, изящно. Не совсем понятно, почему «Оскар» получил откровенно агитационный «Повелитель бури», но Бломкампа жаль. Возможно со статуэткой в портфолио, он бы отвоевал у сэра Ридли «Чужого», и вместо «Завета» мы бы увидели достойное продолжение серии, а не рефлексию на Библейские темы.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!