Догмэн — Собака сутулая

Маттео Гарроне — известный итальянский режиссер, чьи фильмы нередко попадают в программу Каннского кинофестиваля и иногда даже выигрывают призы. В этом году он привез на смотр свою новую ленту «Догмэн», которая участвовала в основном конкурсе. В итоге исполнителю главной роли Марчелло Фонте вручили приз за лучшую мужскую роль. Гарроне признался, что планировал картину целых 12 лет, но так и не решался приступить к съемкам, пока не встретил Фонте. Режиссер сразу увидел в нем главного героя для данной истории, и награда подтверждает, что чутье не подвело Маттео. Новая его работа, частично основанная на реальных событиях, является исследованием сущности добра и зла, исполненным в «лучших» традициях Достоевского.

Марчелло (и героя, и актера зовут одинаково) — «маленький человек». Он так сильно старается понравиться всем вокруг, что, кажется, совершенно не имеет внутреннего стержня. А еще герой безумно похож на Юрия Никулина. Теперь представьте, что Семен Семеныч Горбунков из «Брилиантовой руки» не был человеком строгих правил: развелся с женой, а из детей у него только одна дочь, которой он старается угождать поездками в зарубежные круизы. Кстати, она единственная, кто относится к нему с уважением. У Марчелло есть своя парикмахерская для собак — существ, молча принимающих его заботу и не выказывающих презрения. Чего нельзя сказать об остальных горожанах, держащих заведения неподалеку.

Они относятся к нему со снисхождением, как к безобидному дурачку. Единственный его «друг» Симонэ просто использует Марчелло, как драгдилера и второго пилота для своих безбашенных кутежей. Все в округе боятся Симонэ, потому что этот бугай без остановки долбит кокс и громит все вокруг. Периодически верзила грабит кого-то, чтобы рассчитаться по долгам, и привлекает к этому Марчелло, потому что тот не может ему отказать. Да его, собственно, никто и не спрашивает, лишь дают указания. И главная интрига фильма лишь в том, как далеко зайдет Симонэ, и даст ли Марчелло отпор или так и будет, как верный пес, выполнять все его приказы?

Гарроне удалось воссоздать образ персонажа, растерявшего остатки человеческой натуры. Марчелло — существо малодушное: все его поведенческие ориентиры базируются на оценках «важных» окружающих, за счет которых он ощущает собственное я. Его герой не делает другим зла потому, что не хочет казаться плохим, а вовсе не из-за моральных устоев. Сделать собственный выбор для него задача невыполнимая. По этой же причине он все время едет отдыхать туда, куда хочет его дочь, а не от того, что он хороший отец. При наблюдении за ним, возникает неимоверное чувство раздражения, которое не в силах заглушить даже осознание того, что это намеренная манипуляция режиссера. Марчелло не хочется жалеть, ведь он сам привел к тому, что с ним случилось.

У героя гораздо больше общего с животными, чем с людьми. Он не видит разницы между хорошим и плохим: надо будет — наркотиков достанет, горожан ограбит и даже в ситуации с двумя стульями, сядет именно на те, которые вам не подойдут. Полный отказ от собственных нужд и желаний мог бы выглядеть очень библейским, если бы Марчелло имел в себе хоть что-то святое. Персонаж выглядит невинным, однако добро не может быть бездействующим и молчаливым. А единственное, с чем он справляется — это с ролью дрессированного пса. Вот только непонятно, кому он нужен такой, — получеловек-полусобака, к тому же сутулая. Но главный вопрос, который хочется задать после просмотра данного фильма — зачем Гарроне снял очередную вариацию «достоевщины», не привнеся в нее совершенно ничего нового? Тема в руках Маттео не обретает нового авторского видения, она такая же душная в своем изложении, как и центральный персонаж.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!