DOOM Eternal — ха-ха, бензопила такая бррр.

DOOM (2016) был по-настоящему свежим шутером от первого лица. Раньше его мог заменить разве что Wolfenstein: The New Order от той же Bethesda, но после 2016 года — никто, даже два следующих Wolfenstein. Я DOOM Eternal ждал сильно. Хотелось снова рвать и терзать, заглянуть в глаза демонической мрази, засунув ей в рот свой супердробовик, и пособирать разной фигни на уровне. Все это я получил, но что-то всё равно не то.

DOOM Eternal недалеко ушёл от своего предшественника во многих важных аспектах, так что прямого сравнения двух частей не избежать.

С самого начала Eternal даёт понять, что эджу прошлой части тут места не нашлось. Яркое меню, где Палач (так Думслеер официально называется в русской версии игры) стоит на фоне портала с явным нетерпением пустить оружие в ход. Долго ждать не придется — с первой же миссии вас кидает в настоящую мясорубку с кучей разных демонов на Земле. Вот оно, наконец-то я дорвался!

Первые несколько уровней всё прекрасно. Получаешь постепенно старое-новое оружие, вспоминаешь, как двигаться, узнаешь, что некоторым демонам добавили слабые места — по сути, заново знакомишься со старыми друзьями. Платформинга в игре гораздо больше. Вне боев прыгать не особо сложно, а в бою рывки и сразу же доступный двойной прыжок добавляют сильно необходимой мобильности и возможности для более плавного и расчетливого передвижения по арене. В каком-то плане с таким количеством прыжком и коллекционных вещей игра стала похожа на «Марио», но, по-моему, это чудесно.

У Палача появилась база, Цитадель Рока. Там можно получить модификации для оружия, очки для преторианской брони, скины (включая броню Думгая из оригинала), а если на 6 уровнях вы закроете особые столкновения, то и небольшой секрет. На базе также можно посмотреть свои коллекции игрушек, музыки и потренироваться в бою с демонами без риска смерти.

Значит всё прекрасно! Тот же DOOM, только лучше, да? Эээ, ну как сказать. Спустя вот те первые 3 уровня в голове проскакивает мысль — неужели стало проще? Я проходил игру, как и прошлую часть, на ультра-насилии. Точные цифры я не считал, но по ощущениям монстры бьют с той же силой, Палач передвигается с той же скоростью. Позже выяснилось, что многие геймплейные нововведения действительно делают игру проще. Все гранаты теперь со временем перезаряжаются, появились замораживающие гранаты, добавился огнемет на довольно короткой перезарядке (особенно после улучшения), который даёт броню, бензопила теперь всегда имеет 1 единицу топлива, а меч, который частенько светился в трейлерах, делает врагов типа Кибердемона совершенно безобидными. Какая разница, что он делает, какие у него паттерны атаки и слабые места — ха-ха, меч такой вжжж и вжух.

Но главное упрощение это, конечно, дополнительные жизни. Я понимаю, зачем они нужны на ультра-кошмаре: кто-то хочет попробовать игру на самый высокой сложности, но не все хотят начинать заново после каждой ошибки. Но жизни есть на всех остальных сложностях и они встречаются не так уж редко. В результате многие бои, даже с некоторыми боссами, были довольно тривиальны, потому что у меня был второй шанс.

Боссы кстати, это отдельный разговор. В игре 3 полноценные битвы с боссами и все они довольно неинтересные. Первый босс это чуть более честная версия мародёра, второй просто висит в воздухе, а призываемые монстры мало того, что убиваются с одного выстрела в голову, да ещё и дают здоровье с патронами в любом случае. Финальный босс попросту скучный. У него неинтересный визуальный дизайн и сам ничего особенного не делает. Кибердемон и паук (который тут, кстати, был разжалован в обычного врага) были более интересными и запоминающимися.

Но есть в игре одна мразь. Давайте поговорим немного о мародёре. Это в меру часто встречаемый противник, который:

  • ставит щит, блокирующий атаки;
  • отбрасывает дробовиком, если подойти к нему слишком близко (притом он очень любит к игроку телепортироваться);
  • призывает собаку, которая замедляет и наносит урон;
  • кидается энергетическими снарядами из топора, если игрок слишком далеко;
  • нанести ему урон возможно только в момент его атаки;
  • неуязвим к супероружию.

Это не ситуация, где надо просто «гит гуд», потому что я «гитгуднулся» со временем, я ближе к концу мог уже спокойно маневрировать между ним и толпой демонов и всаживать в мародера выстрел за выстрелом, держа его на оптимальной дистанции. Это просто плохой геймдизайн, состоящий из раздражающих механик. Вот охотник рока, противник, который был представлен в игре в похожей манере, это пример нормального дизайна: ему можно или снимать щит и расстреливать, или взорвать платформу, на которой он летает.

Прежде чем кто-то скажет, что «если бы он был уязвим к супероружию, ты бы жаловался что слишком просто» — нет, не жаловался бы. Проблема баланса супероружия несколько другая. BFG, например, хорошее супероружие — оно помогает зачистить кучу мелочи и наносит какой-то урон большим врагам. Меч же убивает что импа, что кибердемона за 1 ячейку энергии. Одно исключение, и тут я рад, что именно так всё сделано — это охотник рока. Один удар мечом переводит его во вторую фазу, в фазу «критического урона». Можно было сделать аналогичную схему для баронов ада, кибердемонов и других огромных врагов, поставив игрока перед выбором: убить демона по-старинке, ослабить за одну ячейку энергии, либо прикончить за две ячейки — было бы прекрасно.

DOOM Eternal — хорошая игра. Правда. Вот только все ее достоинства были и в предыдущей части: динамика боёв, дизайн Ада, саундтрек, дизайн оружия. При этом многие нововведения Eternal относятся к недостаткам. Поэтому и уделить внимание в тексте им пришлось больше. Особенно потому, что игру сейчас окружает дикий хайп, особенно в русскоязычном сообществе (благодаря перефоршенному мему в твиттере).

Создается впечатление, что люди просто не могут адекватно оценить игру. Ее глупо ругать за кислотное меню (оно полностью настраивается), нехватку патронов (всегда выручает 1 заряд бензопилы), невозможно играть на геймпаде и прочее. За такими придирками теряется конструктивная критика и обсуждение спорных решений. Даже в редакции «Котонавтов» нашелся человек, купивший игру из-за хайпа и теперь имеющий много вопросов к вещам, о которых мало кто говорит.

В результате из DOOM Eternal получился обычный такой сиквел — что-то лучше, что-то хуже. Топить его не за что, но и ставить на пьедестал тоже. Фанатам прошлой части понравится, а вот новым игрокам — не факт.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!