Ныне в Голливуде модно доверять дорогие блокбастеры режиссёрам-новичкам. Посмотрите хотя бы на Гарета Эдвардса, снявшего низкобюджетных «Монстров», а сразу после этого — перезапуск «Годзиллы» и даже первый спин-офф «Звёздных войн». Оправдать подобное легко: «зелёные» режиссёры обойдутся куда дешевле, будут более податливы, если в съемочный процесс напрямую влезут продюсеры (а это происходит постоянно), и — возможно — снимут что-то непохожее на другие картины. Российский «Дуэлянт» с бюджетом в $10 млн. — огромным по меркам нашего кинематографа, но более чем скромным для Голливуда снял как раз такой человек. Алексей Мизгирёв мог стать тёмной лошадкой российского кино и сделать что-то «на уровне Запада», но при этом однозначно российское. И по первому впечатлению всё выглядело неплохо…
Что ж, выглядит «Дуэлянт» действительно здорово: каждая локация картины визуально проработана до мелочей, очень старательно стилизована под Российскую империю середины XIX века, хоть и не претендует на историческую достоверность. Каждое ружьё хочется повертеть в руках, рассмотреть все помещения. Не менее здорово выглядят сцены со стрельбой — правда, в основном не дуэли, а показательные трюки, вроде выстрела, после которого пуля рикошетит в яблоко на голове стрелявшего. Вот только когда хочешь начать рассказ о фильме с положительного и приходится дёргать отдельные сцены, будто речь идёт об скетчах или бог знает чем ещё — это не очень хороший знак. Всё-таки это кино, а не, скажем, видеоигра, для которой подобное рецензирование было бы уместно.
«Дуэлянт» мог развиться по любому направлению, самое очевидное из которых — история о дворянской чести во всех её проявлениях. Вместо этого картина пробует себя в разных темах, но так никуда и не двигается. Главный герой Яковлев (Пётр Фёдоров) стреляется по заказу: кто-то передает карточку с именем человека, которого нужно спровоцировать на объявление дуэли и убить. Яковлев же в этом деле особенно хорош, «пули его не берут», и заказчик всегда остаётся удовлетворённым. Другое дело, что подобный «бизнес» дворянство мягко говоря не одобряет — негоже чуть ли не святой обряд превращать в мерзкие убийства. Главный герой же занимается этим, чтобы накопить деньги на взятку, которая должна помочь восстановить титул некоего другого дворянина, уже бывшего. Но и Яковлеву в определённый момент совершенно перестаёт нравиться то, что он делает. Скажем так, к этому причастен главный антагонист, дворянин Бекль.. Бель.. А, не суть. Пусть будет «дворянин Владимир Машков».
Очень тяжко пытаться объяснить суть картины — ей удается быть донельзя перегруженной всем, чем только можно, но в то же время не иметь явного смысла и посыла. Речь персонажей рассыпается на короткие фразы, которые должны были быть броскими, но вместо этого невыразительны, да ещё и многократно повторяются: «я не верю в чародеев», «не люблю дуэли», «дуэль невозможна» и «говори «жаба»». В таком словесном хаосе не получается найти хоть одного героя, за которым хочется следить.
Первую половину хронометража выстраивается нагромождение из подобий сюжетных линий, сцен с опохмелением в лодке, питерских дождей… Самой неожиданной и, вероятно, отчасти из-за этого крутой частью стал флэшбек, в котором Яковлев попадает в полумёртвом состоянии на Алеутские острова, где его берёт в плен коренное население. Пожалуйста, российский ответ «Выжившему», который никто не просил, а получилось круто.
Ах да, «основной сюжет», то есть то, что происходит вне флэшбеков. К середине фильм всё так же не определяется, чем хочет быть. Снова сцены с похмельем в лодке, снова дожди, снова дуэли, снова трюки — такое чувство, что действие закольцовано. Но нет, ближе к третьему акту кое-что меняется: диалоги становятся все более глупыми, в мгновение ока из ниоткуда появляется совершенно ненужная новая сюжетная линия. И фильм поспешно заканчивается, теряя развязку в очередном флэшбеке.
«Дуэлянт» вышел таким же нагроможденным по содержанию, как и внешне. И если визуально это ещё складывается в некий стиль, то повествование превращается в трудноперевариваемое месиво. Обидно лишь, что у фильма были все шансы быть хорошим.
К слову, если всё-таки пойдете на фильм, знайте: в нем много иностранной речи, которая переводится басистым мужским голосом — в IMAX это звучит крайне неприятно.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!