Макс Андреев (Данила Козловский) после событий, описанных в первом фильме «Духless», уехал на Бали, отрастил густую бороду и катается на сёрфе. Однажды он случайно спасает тонущего Романа Белкина (Милош Бикович), руководящего госкорпорацией «Росинновации». На следующий день Максу подкидывают наркотики и в срочном порядке экстрадируют в Россию. Там злые следователи предлагают ему выбор: или сесть по высосанному из пальца уголовному делу, или устроиться в «Росинновации» с целью поиска коррупционных схем.
Сергей Минаев, автор романа «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» — это российский вариант Фредерика Бегбедера. Огламуренный роман духовного перерождения для офисного планктона стал чуть ли не настольной Библией, тиражи зашкаливали, книжку обсуждали на каждом углу. Через пять лет вышла экранизация, собравшая в российском прокате $14 600 000 при бюджете в $2 800 000. Вторая часть снята уже не по книге: Минаев решил, что книжный сиквел — это как «гастрольный чёс по провинции: „Духless-2“, „Духless возвращается“». Затем мнение Сергея вдруг изменилось: он участвовал в работе над сценарием «Духless 2».
Забавно, что «Духless 2» — это и есть попытка заехать на тех же конях в ту же степь через 9 лет после выхода книжки. По сюжету Максим в силу обстоятельств снова попадает в мир большого бизнеса, ездит по городу на BMW, мучается от неразделённой любви и борется с корпоративными устоями. Отличие в том, что авторы сценария попытались адаптировать старую историю под новые порядки: теперь мы наблюдаем не моральное разложение топ-менеджеров транснациональных корпораций, а что-то из эпохи правления Дмитрия Медведева. «Росинновации» — это государственный венчурный фонд, инвестирующий в перспективные стартапы. Попытки авторов пошутить на тему новомодных интернет-сервисов так же немощны, как и познания сценаристов в технологиях. Главная инновация — это невнятные лепетания про «Цифрон», какую-то систему, с помощью которой можно следить за передвижениями денег со счёта на счёт.
Посыл в том, что интернет-модернизаторы ничем не отличаются от управленцев эпохи гламура из оригинального фильма. Глубоко, не правда ли? Чтобы поддержать дешевую интригу, герой Данилы Козловского вначале позитивно относится к деятельности «Росинноваций». Кроме того, зрителей пытаются отвлечь побочными линиями. Первая из них — любовная с участием Макса и Юли из первой части (Мария Андреева), которая успела выскочить за безликого олигарха. Кроме того, в сюжете фигурирует девушка Белкина по имени Алёна (Александра Бортич), пару раз мелькающая в кадре и зачем-то появляющаяся в эротическом образе. Динамика первой части испарилась: редкие сюжетные повороты перемежаются затянутыми и глупыми диалогами, а побегушки в финальной части и нелепая концовка и вовсе удручают. Также на фильм сильно повлияли разнообразные ограничения для кинематографа в российском прокате: ни мата, ни обнажёнки, ни кокса. В конце концов, как вообще цензурными словами можно рассказывать о российских инновациях?
Скрашивают картину несколько находок. Во-первых, Данила Козловский, один из лучших и самых харизматичных молодых российских актёров. Его персонаж заметно потускнел с первой части: первые десять минут, отснятые на Бали, он изображает счастье на Земле, а по прибытии в Москву — тоску по потерянному раю. Но Козловский с переменным успехом пытается вытягивать скучного героя и в целом выглядит презентабельно.
Во-вторых, конъюнктурные шуточки, которыми славен еще первый «Духless». Помните тот крутой момент, когда Путин в образе Бэтмена заявляет обкурившемуся герою: «Ну, летаю в костюме, ну, спасаю простых граждан от бед»? Здесь есть и сам Владимир Владимирович в маленьком эпизоде, но самое забавное — это парочка следователей, пародирующая Евгению Васильеву и Анатолия Сердюкова. Они пьют в шикарной квартире под «Рюмку водки на столе», трахаются в кабинете, как только за подчиненными закрывается дверь. Он дарит ей картину русского классика в подлиннике, она читает ему в постели стихи собственного сочинения. Образы считываются моментально.
Но в целом «Духless 2» снят напрасно и лишь подкрепляет опасения сограждан по поводу российского кинематографа. Пустое действо, которое может похвастаться лишь приятной картинкой, Данилой Козловским и околополитическими подмигиваниями. Едкого высказывания на злобу дня не вышло: на слуху уже совсем другие темы. Да и крепкого высказывания о пост-гламуре не получилось. Пора оставить в покое несчастных топ-менеджеров и оглянуться на жестокую российскую действительность, где с избытком хватает материала для любых философских романов.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!