Дамбо — Цирк уродов

Желание «срубить деньжат, да побольше» сгубило не одну хорошую задумку. За Диснеем такой грешок наблюдается уже давно, и чем дальше, тем наглее ненасытная машина коммерческого обжорства продюсеров. Киноверсия «Дамбо» изначально обладала солидным потенциалом – привлечь к экранизации Тима Бёртона, мастера гротеска и аллегорий, было идеальным решением. Казалось бы, кто ещё сможет лучше справиться с историей про цирк с его изначальной макабрической природой? А слонёнок с огромными ушами мог стать ещё одним ярким образом в копилке «обаятельных уродцев» в фильмографии режиссёра. Ну что ж, встречаем очередную удачную идею, которая завязла в коммерции, простите, по уши.

В оригинальном мультфильме повествование велось, в первую очередь, от лица животных: антропоморфные слоны, сороки и мыши отражали человеческие пороки, слабости и достоинства, и делали это с фирменным юмором. В фильме от этого не осталось ни следа: немногочисленные животные молчат, как рыбы (такой вот каламбур), а отдуваются за них люди, в мультфильме отходившие на второй план. Всё завязано на желании доброго-предоброго (на самом деле, разумеется, злого-презлого) владельца новейшего американского парка заграбастать летающего слонёнка и превратить его в приманку для моря денег. А владельцы цирка, приютившего ушастое чудо, понимают, что малыш Дамбо не может без матери, с которой его разлучили, и всячески стремятся помочь им воссоединиться, что, конечно, мешает планам мерзкого предпринимателя, воспринимающего всех как вечно обязанную ему скотину.

В этой завязке (злой капиталист превращает слонёнка в золотую жилу) иронически угадывается политика самой студии. В фильме есть несколько кадров с плюшевыми Дамбо, которые выглядят вполне симпатично, но, разумеется, всего лишь игрушки, даже близко не похожие на настоящего зверёныша. Так же и с фильмом – это суррогат, имеющий мало общего с диснеевским мультфильмом. Там, где мультипликаторы заставляли слонов шарахаться от мышонка по всему цирку, киноделы зачем-то суют зрителю однорукого Колина Фаррелла, который почти весь фильм о чём-то печалится. Конечно, совместить Тима Бёртона и юмор – идея несколько утопическая, но материал обязывает. Всё-таки это экранизация мультфильма про летающего слона!

Но режиссёр делает суровую мину и предпочитает шутить только там, где без юмора сюжет превратится в балаган – в итоге получается грустный цирк. Грустный Дамбо, грустный Колин Фаррелл, грустные дети, грустный Дени ДеВито, грустная Ева Грин, грустные клоуны, грустные мыши в клетке. Всё очень грустно, и при этом – ни разу не драматично. Просто в действиях персонажей часто отсутствует логика и здравый смысл: вместо того, чтобы поддержать родного отца, приехавшего с войны, дети идут утешать слонёнка, у которого увезли мать. Успешный предприниматель в исполнении манерного до неприличия Майкла Китона в конце проявляет предельную глупость и тем самым губит все свои планы – хотя перед этим хладнокровно строил огромную империю, которая рухнула из-за одного ушастого слона.

Диснею тут не помешало бы прибегнуть к услугам Джона Фавро и сделать фильм не с унылыми людьми, а с яркими и классно анимированными компьютерными животными. Но их как раз в фильме практически нет, а те, что есть, выглядят настолько ненатурально, что даже оторопь берёт. Особенно не удался Дамбо – помните очаровательного и весёлого слонёнка в мультфильме? Так вот, в фильме это кожаное чудище даже близко не стоит в плане обаяния. Он, по сути, даже не главный персонаж, хотя его именем назван фильм – слоник служит переходящим кубком между персонажами-людьми, иногда успевая немного полетать.

В общем, взяв установку на серьёзность и морализаторство, создатели превратили «Дамбо» в нудную и растянутую на два часа лекцию о том, что себя надо принимать таким, какой ты есть – и неважно, огромные ли у тебя уши, маленький ли рост или рука из ткани. Спасибо, Бёртон, спасибо продюсеры – и хочется сказать: а теперь прекратите уже корчить пафосные лица, прекратите повсюду пихать феминизм, толерантность, ЛГБТ и социальную подоплеку, прекратите жировать на наследии своих отцов и дедов и просто подарите нам сказку. Которую можно будет смотреть, улыбаясь. А не страдая вместе с Колином Фарреллом от того, что слоны так не похожи на привычных ему лошадей.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!