Гений ли Нолан в этот раз

25 мая 1940 года немецкая армия зажала в тиски более трёхсот тысяч солдат Союзников на берегу Ла-Манша. Ничто не могло остановить немецкое наступление, и отчаявшимся бойцам оставалось только ждать своей участи: смерти или позорного плена. Тем временем, Британское правительство в суматохе разработало план эвакуации «Динамо», и отправило на спасение окружённой армии почти весь флот. Но приплыв в окрестности портового городка Дюнкерк, англичане попали на бойню, а спасательная операция превратилась в военную катастрофу.Раскрывать сюжет фильмов Кристофера Нолана, как и критиковать его работы — почти табу. На любой выпад в сторону одиозного постановщика тут же слетается орда гневных поклонников, а лозунг «Нолан — гений!» звучит из каждого утюга, заглушая всё вокруг. Чтобы понять, почему имя британского постановщика вписали в фильмографический пантеон, проведём небольшой экскурс в прошлое.

В начале своей карьеры, Кристофер Нолан зарекомендовал себя талантливым постановщиком жанрового кино. «Помни» и «Бессонница» обеспечили ему режиссёрское кресло в перезапуске Бэтмена. А кассовый триумф «Тёмного рыцаря» позволил перебраться в лигу самых выдающихся драматургов Голливуда, способных реализовать любой задуманный проект. Но вместо того, чтобы вернуться к истокам, Нолан снял «Начало» — многомиллионный блокбастер, в котором промышленные шпионы путешествуют внутри снов своих жертв, чтобы добыть ценную информацию. Именно с этого фильма его картины стали наполняться претенциозной интеллектуальностью, а каждая новая работа становилась громче и замудрённей. «Возрождение легенды» окончательно абстрагировался от личности Бэтмена и рассказывал о противостоянии капитализма и социализма. Необходимую творческую свободу Нолан приобрёл лишь с выходом в открытый космос. «Интерстеллар» предстал перед зрителями эпосом о спасении планеты, исповедью об ужасе одиночества и чуть ли не единственным фильмом британца, в котором тема была не только обозначена, но и раскрыта в полной мере.Не сумев удержать планку, Нолан рухнул в солёную воду Ла-Манша, чтобы снять первый, в своей карьере, исторический фильм, попутно наступая на все старые грабли.

«Дюнкерк» поражает своим размахом с первых секунд. Помните высадку в Нормандии из «Спасти рядового Райна»? За первые 20 минут фильма, Спилберг виртуозно показал калейдоскоп человеческих страданий во время боя. Нолан переплюнул даже его. Почти весь хронометраж «Дюнкерка» занимает батальная сцена. Диалогов в фильме немного, да и те, что присутствуют, часто заглушает взрыв разорвавшегося снаряда или агония умирающих. История рассказывается с нескольких перспектив и постоянно перемещает зрителя в воздух, на воду и в самую гущу боя. Как аттракцион «Дюнкерк» работает безотказно, но не ждите от фильма большего.

После «Криминального чтива» Тарантино экранизировал роман «Ромовый пунш». Так получилась «Джеки Браун» — фильм, от которого открестился даже его режиссёр. Всё потому, что фирменный стиль Тарантино сломался о чужой материал, а попытки привнести что-то своё выглядели неуместно. Почему-то именно «Джеки Браун» вспоминается в первую очередь, когда над Дюнкерком ненадолго смолкают взрывы. Известно, что сценарий к фильму писал лично Нолан. За свою карьеру он также написал «Помни» и «Начало». Но если в этих случаях его фантазию ограничивал лишь бюджет, то «Дюнкерк» ломает привычную сюжетную форму постановщика исторической подоплёкой происходящего. Попытки подать элементарную историю максимально витиевато, натужно привнести интеллектуальности, наполнить хронометраж отсылками — всё это выглядит неуместно и скомкано.Кажется, что всем причастным в фильме немного тесно. Нолан страдает от сценарных ограничений и жанровых рамок. Актёры не могут раскрыть собственных персонажей из-за скудного количества диалогов и местами проседающей игры. Второе особенно заметно, когда на экране появляются Марк Райлэнс и Том Харди. Образ Бэйна не канул в лету, и Харди мигом оттеняет остальной актёрский состав, в большинстве случаев, играя лишь глазами. Жаль, что в картине его преступно мало.

Да и в финале создаётся впечатление, что фильм был снят для галочки в портфолио постановщика, в котором раньше не значились военные и исторические картины. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение Ханса Циммера. Звук пикирующего бомбардировщика, пулемётного треска, грохота орудий, соседствует с шумом волн и предсмертным хрипом. Циммер смакует каждый звук, превращая музыку в «Дюнкерке» в симфонию раскатов боли и ужаса, перемешанную с громогласным оркестровым исполнением.

Итоговые впечатления от «Дюнкерка» прямо пропорциональны вашим ожиданиям. Это кино безжалостно как к героям на экране, так и к поклонникам режиссёра. Громко? Да. Красиво? Бесспорно! Но можно ли найти в этой картине что-то большее? Вопрос открытый.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!